Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основанием возникновения права авторства является. Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Существуют три разновидности смежных прав

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы "C" в окружности: C;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к статье 9

1. Возникновение авторских прав с момента создания произведения - краеугольный камень всей системы авторского права.
Норма первой фразы рассматриваемой статьи корреспондирует нормам п. 2 ст. 6, из которых следует, что авторское право распространяется на любые - как обнародованные, так и не обнародованные - произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, т.е. выражения в объективной форме.
2. Создание произведения как юридический факт, влекущий возникновение авторских прав, не является сделкой, а потому произведения могут создаваться малолетними и недееспособными гражданами.
3. Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время создания произведения.
Обычно точное время создания произведения не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения (см. также п. п. 4 и 5 комментария к ст. 6).
Вместе с тем в отношении авторов - иностранных граждан в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от времени первого обнародования, считается, что произведение было создано в момент обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Равным образом не учитывается и место создания необнародованного произведения.
4. Вторая фраза ч. 1 п. 1 данной статьи исключает возможность того, что какая-либо организация, административный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-то формальностей, касающихся произведения.
Закон исходит из того, что осуществление и защита авторских прав могут производиться без каких-либо формальностей.
5. Более подробный перечень таких формальностей содержится в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве. Эта конвенция упоминает о следующих формальностях: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства.
Пункт 4 ст. III Всемирной конвенции устанавливает, что не выпущенные в свет произведения также должны охраняться без каких-либо формальностей.
Эти конвенционные нормы применяются и на территории России.
6. Если же автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.
Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или филиалом РАО.
РАО берет плату за такую регистрацию. При этом выдается свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации.
Зарегистрированы могут быть как неопубликованные, так и опубликованные произведения и иные объекты интеллектуальной собственности. Правовое значение такой регистрации неясно, а потому нет оснований рекомендовать авторам и другим правообладателям прибегать к ней.
7. Наряду с указанной регистрацией РАО и его филиалы регистрируют произведения, которые исполняются публично, воспроизводятся в механической или иной записи, репродуцируются, т.е. подпадают под случаи коллективного управления имущественными авторскими правами (см. ст. 44 и комментарий к ней).
В этом случае регистрация произведений в РАО имеет функциональный, технический характер: она помогает поиску и идентификации произведений и их авторов. Такая регистрация не создает авторского права и не увеличивает объем этого права, но ее следует осуществлять в силу договоров, которые заключаются между авторами и РАО.
8. Примером государственной регистрации произведений может служить регистрация, осуществляемая Российским агентством по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РОС АПО).
В соответствии со ст. 13 Закона "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также с ведомственными правилами РОС АПО регистрирует программы для ЭВМ и базы данных.
Регистрация является добровольной; она может быть осуществлена в течение всего срока действия авторского права. Заявителю выдается свидетельство. Регистрация облагается государственной пошлиной.
Регистрация не создает авторского права и не расширяет объем существующего авторского права. После проведения регистрации договоры о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированный объект должны быть зарегистрированы в РОС АПО, а иные договоры об уступке имущественных прав могут быть зарегистрированы в РОС АПО.
9. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи посвящена знаку охраны авторского права (часто именуется "знак копирайт" или просто "копирайт" - от английского слова "copyright", что в переводе означает "авторское право").
10. Знак охраны авторского права впервые был введен в наше законодательство в связи с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве в 1973 году.
Эта конвенция предусматривает, что, если любая страна, входящая в конвенцию, требует выполнения каких-либо формальностей для возникновения или осуществления авторских прав, то все эти формальности считаются выполненными, если на произведении стоит знак охраны авторского права.
Проставление этого знака практически требовалось для обеспечения охраны произведений в США.
Именно поэтому в СССР появились различные ведомственные инструкции и даже государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторского права.
Но в 1989 году в связи со вступлением США в Бернскую конвенцию, которая запрещает требовать соблюдения каких бы то ни было формальностей, законодательство США было изменено и снабжение произведения знаком охраны перестало быть обязательным условием для авторско - правовой охраны произведения в США.
Таким образом, для российских произведений практически отпала опасность лишения их охраны по авторскому праву зарубежных стран в связи с отсутствием такого знака.
Тем не менее некоторые ведомственные инструкции и государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторских прав, в России продолжают действовать. Эти документы не имеют логического обоснования. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско - правовой охраны.
11. В Законе указывается, что знак охраны авторского права может помещать на экземплярах произведения обладатель исключительных авторских прав.
Эта форма сформулирована как рекомендательная: помещение такого знака - право, а не обязанность.
Кроме того, из этой нормы не может быть сделан вывод о том, что обладатель неисключительных авторских прав не может пользоваться знаком охраны. Последнее часто имеет место на практике.
Вообще пользование знаком охраны авторского права носит не правовой, а чисто информационный характер.
12. Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом.
Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.
13. Владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак охраны авторского права. В подобной ситуации проставление такого знака становится обязательным.
14. Сам знак охраны состоит из трех элементов: буквы C в окружности; имени (наименования) владельца авторского права; года первого опубликования произведения.
Буква "C" первоначально означала первую букву английского слова "copyright" - авторское право; теперь этот символ потерял связь с данным словом.
В качестве владельца авторских прав обычно указывается автор, реже - его наследник или правопреемник по договору. Часто в знаке охраны авторских прав фигурируют и владельцы неисключительных авторских прав.
Указание на год первой публикации произведения особенно важно для произведений иностранных авторов: год первой публикации часто позволяет установить, охраняется ли произведение авторским правом в России (см. комментарий к ст. 5).
15. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается презумпция того, что автором произведения является лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.
Имя автора может сопровождаться указанием на то, что это лицо является автором, например: "Автор - такой-то" или "Составил ("Разработал") - такой-то". Но обычно имя автора не сопровождается такими указаниями.
Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора.
16. Пункт 3 данной статьи относится к тем ситуациям, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом. В этих случаях при осуществлении и защите авторских прав издатель вправе выступать вместо автора. При этом он не должен предоставлять доверенность от автора или договор с ним, поскольку автор пожелал сохранить свое имя в тайне.
Иными словами, здесь мы имеем дело с законным представительством (п. 1 ст. 182 ГК).
17. Норма, содержащаяся в п. 3, должна распространяться по аналогии на любые обнародованные произведения.
Что касается "издателя", то под ним следует понимать любое лицо, которое впервые опубликовало произведение или обнародовало его. Второй и последующие "издатели" не могут пользоваться этим правом.
18. Указанное законное представительство не действует, если автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве. Такое заявление не обязательно должно быть публичным: автор может просто подписать авторский договор или вступить в гражданский процесс без широкого оповещения о своем авторстве. При этом для третьих лиц издатель будет продолжать оставаться законным представителем автора.
19. "Издатель" имеет право выступать в качестве законного представителя автора даже в том случае, когда авторство на произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом, становится широко известным, но самим автором не раскрыто.
Иными словами, решающее правовое значение имеет норма, содержащаяся во второй фразе п. 3 ст. 9 Закона.

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких‑либо формальностей.

латинской буквы "С" в окружности: ©;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.



Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор – постановщик, художник – постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.



При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Обладатель исключительных прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: а) латинской буквы «С» в окружности ©; б) имени (наименования) обладателя исключительных прав; в) года первого опубликования произведения.

Объекты АП - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане : авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

1) нераздельное , возникающее в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое;

2) раздельное , которое возникает в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Между соавторами еще не созданного произведения могут заключаться договоры, в которых будет определяться вклад каждого автора и порядок использования произведения, но так как произведение еще не существует, то эти соглашения будут иметь правовой характер.

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

  1. личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;
  2. личные неимущественные права, не связанные с имущественными.
  1. право признаваться автором произведения (право авторства);
  2. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);
  3. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  4. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;

ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

45. Патентное право. Объекты патентного права. Результаты интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентного права. Субъекты патентных прав. Оформление патентных прав. Права и обязанности патентообладателя.

Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных образцов.

Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Для того чтобы результат творческой деятельности признавался объектом патентного права, он должен обладать свойством патентоспособности.

Патентоспособность - это свойство новшества быть признанным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в правовом смысле. В отличие от технического или дизайнерского решения, именуемого в обиходе изобретением или плодом технической эстетики, в юридическом смысле под изобретением или промышленным образцом понимается только решение, отвечающее всем легальным условиям патентоспособности и прошедшее установленную законом квалификацию. Органом, осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения, является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Условиями патентоспособности изобретения являются: его новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Последствия невозможности официальной регистрации и получения правоустанавливающего документа, официально указывающего на владельца авторского права (каким является, например, патент на изобретение), несколько смягчаются за счет установления так называемой презумпции авторства.

В российском законодательстве презумпция авторства сформулирована следующим образом:

Благодаря презумпции авторства для того, чтобы доказать, что автором данного произведения действительно является лицо, заявляющее об этом, ему достаточно представить экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в самом тексте произведения. Авторство при этом будет считаться установленным до тех пор, пока не будет представлен более ранний по времени экземпляр того же произведения, содержащий упоминание об ином авторе, или иным образом доказана недобросовестность лица, претендующего на авторство.

Презумпция действует только в отношении самого автора. Любые иные лица (наследники, издательства, киностудии и т. д.) для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав.

Происхождение

Наиболее ранним юридическим документом, содержащим принцип презумпции авторства, - документом, действующим по настоящее время, - является Бернская конвенция 1886 года , которая ввела принцип в качестве общеобязательной правовой нормы. В те годы, задолго до появления цифровых технологий, с принятием конвенции в мировую юридическую практику вошло, что при отсутствии доказательств обратного, автором считался тот, чьё имя или псевдоним были указаны на обложке книги (для произведений литературы и научных трудов) или на обороте полотна (для произведений изобразительного искусства).

К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства), составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. произведения, представляющие

Производными произведениями являются произведения, которые представляют собой переработку другого произведения. Составные произведения - произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права .

официальные документы (правовые акты, судебные постановления, иные документы административного и судебного характера, учредительные документы организаций), а также их официальные переводы;

государственные символы Республики Беларусь (Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь, Государственный гимн Республики Беларусь), символы государственных наград Республики Беларусь (ордена и медали), государственные знаки (денежные знаки Республики Беларусь, почтовые марки и иные знаки), официальные геральдические символы (флаги, гербы административно-территориальных единиц Республики Беларусь, геральдические знаки, знамена, нагрудные знаки, эмблемы государственных органов и др.); произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

При опубликовании произведения без обозначения имени (анонимно) или под вымышленным именем (псевдонимом), за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности, издатель, имя или наименование которого обозначены на этом произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. авторский право произведение

Смежные права

Законодательство обеспечивает охрану не только авторов произведений, но и создателей субъектов смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм, радиовещательных и телевизионных компаний), которые способствуют распространению этих произведений.

Смежное право возникает в результате факта исполнения произведения, производства фонограммы, производства видеограммы, обнародования передачи организации вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнение каких-либо формальностей, в том числе регистрации. Права производителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Но владелец смежных прав в целях оповещения третьим лицам о своих правах и предотвращения их нарушений может использовать знак охраны смежных прав, который изображается на каждом экземпляре фонограммы и на каждой упаковке, содержащей ее. Этот знак состоит из следующих элементов:

латинская буква "P", обведенная кругом;

имена (названия) лиц, имеющих относительно этих фонограмм (видеограмм) смежные права;

год первой публикации фонограммы (видеограммы). Отсутствие знака охраны не лишает владельца смежного права возможности его защиты, но в некоторых случаях отягощает процесс доказательства при его нарушении.

Существуют три разновидности смежных прав:

Права исполнителей на их выполнение;

Права производителей фонограмм и видеограмм на их фонограммы и видеограммы;

Права организаций вещания на их радио- и телевизионные программы. Исполнителями считаются певцы, актеры, музыканты, дирижеры, танцоры и другие лица, которые исполняют произведения литературы или искусства. Производителями фонограмм и видеограмм является физическое или юридическое лицо, которое первым осуществляет звуковую запись исполнения или других звуков. Организации радио- и телевещания - организации, осуществляющие передачу беспроводными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой.

Срок действия смежных прав

Охрана смежных прав ограничена во времени и зависит от субъекта смежных прав:

Для исполнителей - охрана неимущественных прав возникает с момента создания соответствующей записи и действует в течение всей жизни исполнителя, а имущественные права исполнителя охраняются в течение 50 лет с даты первой записи исполнения

Для производителей фонограмм и видеограмм - права охраняются в течение 50 лет с даты первого опубликования фонограммы (видеограммы) или их первой звукозаписи (видеозаписи), если фонограмма (видеограмма) не была опубликована в течение указанного времени.

Для организаций вещания - права охраняются в течение 50 лет с даты первого публичного оповещения передачи.

Права субъектов смежных прав

Субъектам смежных прав принадлежат как имущественные, так и личные неимущественные права. Так, исполнители имеют следующие неимущественные права:

Право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах записи исполнения, при трансляции в эфир или по кабелю и при воспроизведении записи исполнения.

Право на защиту исполнения или постановки от искажения при его трансляции в эфир или по кабелю, при записи и воспроизведении записи (право на защиту исполнения от искажения).

К числу исключительных имущественных прав исполнителя относится исключительное право на результат исполнения, под которым понимается исключительное право на использование результата исполнения следующими способами, предусмотренными п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах:

Передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с помощью записи (трансляция исполнения в эфир или по кабелю);

Запись ранее не записанного исполнения или постановки;

Воспроизведение записи исполнения или постановки;

Передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

Сдача в прокат опубликованных в коммерческих целях фонограмм, на которых записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Субъекты авторских и смежных прав имеют определенные законодательством имущественные и неимущественные права. В случае нарушения этих прав они могут воспользоваться правовыми средствами для их защиты. Нарушениями авторских или смежных прав считаются следующие действия:

Совершения действий, которые нарушают личные имущественные и неимущественные права авторов или смежных прав или создают угрозу такого нарушения;

Ввоз на таможенную территорию Украины без разрешения лиц, которые имеют авторское право или смежные права, экземпляров произведений;

Любые действия для сознательного обхода технических средств защиты авторского права или смежных прав, в частности изготовление, распространение и применение средств для такого обхода. В случае нарушения своих авторских или смежных прав автор (субъект авторского или смежного права) имеет право требовать:

Признание и возобновление своих прав;

Прекращение действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушения;

Возмещение морального ущерба;

Признание правовой сделки недействительной (относительно заключенных авторских договоров);

Возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

Взыскание дохода, полученного нарушителем в результате нарушения авторских прав вместо возмещения убытков;

Принятие других предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Существуют две основные формы защиты авторских и смежных прав:

Юрисдикционная (правовая) - обеспечивается с помощью государственных органов, в том числе судов.

Неюрисдикционная - действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав. Наиболее практическое значение имеют юрисдикционные формы защиты - иски в суд, административная ответственность, уголовное преследование нарушителей авторских и смежных прав.

Уголовно-правовая процедура предусматривает привлечение нарушителя авторских прав к уголовной ответственности. Это возможно в случае незаконного воспроизведения и распространения произведений, умышленного нарушения авторского права и смежных прав, причинившее материальный ущерб в значительном размере, а также, если нарушение совершено повторно или по предварительному сговору группы лиц.

Административно-правовая процедура защиты авторских прав предусматривает привлечение нарушителя к административной ответственности в случае незаконного использования объекта права интеллектуальной собственности, которая влечет за собой наложение штрафа от десяти до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции, а также оборудования и материалов, которые предназначены для ее изготовления. Для качественной защиты Ваших авторских прав лучше сотрудничать со специалистами, поэтому мы с радостью поможем Вам возобновить и отстоять Ваши права. Основные этапы процедуры защиты авторских прав: Предварительный этап. На этом этапе изучаются все документы, предоставленные Вами относительно нарушения Ваших авторских прав, и оцениваются шансы на получение позитивного результата. Подготовительный этап. На этом этапе мы заключаем договор о предоставлении нами юридических услуг по защите авторских прав. Претензионный этап. На этом этапе мы предъявляем претензии нарушителю авторских прав, собираем всю информацию, что касается нарушения, разрабатываем стратегию защиты авторского права.

Судебная защита. Это непосредственное участие в судебном разбирательстве дела. На этом этапе устанавливается факт принадлежности авторского права, наличие факта нарушения авторского права, возмещения нанесенного ущерба и вреда, взаимосвязь действий нарушителя с нанесенным ущербом и вредом.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения.

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.);

устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.);

звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и др.);

изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и др.);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и др.);

электронной, в том числе цифровой;

Передача права собственности на материальный объект или права владения и (или) пользования материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

музыкальные произведения с текстом и без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и др.);

произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика, литография и др.);

произведения прикладного искусства и дизайна;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения, в том числе произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам;

компьютерные программы;

произведения науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.);

производные произведения;

составные произведения.

право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);

право на неприкосновенность произведения, то есть право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений;

право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;

право на отзыв, то есть право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании. Право на отзыв может быть реализовано только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он должен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу.

Автору в отношении его произведения или иному правообладателю принадлежат исключительное право на произведение, а также иные имущественные права, предусмотренные Законом Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах".

Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.

Использованием произведения признаются:

воспроизведение произведения;

распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;

прокат оригинала или экземпляров произведения, за исключением оригинала или экземпляров компьютерной программы, если только сама компьютерная программа не является основным объектом проката;

импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного правообладателя;

публичный показ оригинала или экземпляров произведения;

публичное исполнение произведения;

передача произведения в эфир;

передача произведения по кабелю;

иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

перевод произведения на другой язык;

переработка произведения для создания производного произведения;

иные возможные способы использования произведения.

Автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" и (или) договором. Размер авторского вознаграждения, выплачиваемого автору (наследникам автора) за использование произведения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

Автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени (наименования) правообладателя;

Право следования представляет собой имущественное право автора или его наследников. Его суть в том, что в каждом случае публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей произведений писателей, композиторов и ученых (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и др.) автор и его наследники имеют право на получение от продавца отчислений в размере 5 процентов от цены перепродажи (право следования).

Порядок выплаты указанных отчислений определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Право следования является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора на срок действия исключительного права.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, если иное не предусмотрено договором между ними.

Доходы от совместного использования произведения распределяются между всеми соавторами поровну, если иное не предусмотрено договором между ними.

Служебным произведением является произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором.

В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения.

Если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему перешло исключительное право на служебное произведение, не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право на это произведение другому лицу, исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.

После ликвидации юридического лица - нанимателя, а также в случае смерти физического лица - нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору, в случае смерти автора - к его наследникам в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.

Личные неимущественные права на произведения науки, литературы и искусства охраняются бессрочно.

Исключительное право на произведение действует, по общему правилу, в течение жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.

Исключительное право на анонимное произведение или произведение, используемое под псевдонимом, действует в течение пятидесяти лет с момента первого правомерного обнародования такого произведения или пятидесяти лет с момента его создания, если в течение пятидесяти лет с момента его создания оно не было правомерно обнародовано с согласия автора.

При определении срока действия исключительного права на анонимное произведение или произведение, используемое под псевдонимом, в отношении которых, автор раскрыл свое подлинное имя или его имя перестало оставлять сомнения, исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение жизни и пятидесяти лет после смерти автора, пережившего других соавторов.

Исчисление сроков, указанных выше, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.

Истечение срока действия исключительного права на произведение означает переход этого произведения в общественное достояние.

Произведения, которым на территории Республики Беларусь охрана никогда не предоставлялась, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права авторов.

Переход исключительного права по наследству или в порядке иного правопреемства. Охрана личных неимущественных прав авторов после их смерти

Охрана личных неимущественных прав авторов после их смерти осуществляется без ограничения срока их наследниками или исполнителями завещания, а при их отсутствии - уполномоченным республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение термина "авторское право": совокупность регулирующих отношения правовых норм и субъективных прав автора. Признаки объекта авторского права. Его субъекты: лица, участвующие в авторских правоотношениях. Авторское право на служебное произведение.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие и значение авторского права. Создание коллективного произведения. Соавторство, права авторов и их защита. Международное и авторское право. Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    дипломная работа , добавлен 01.06.2003

    Законодательство в сфере авторского права. Применение авторского законодательства при создании и использовании web-сайта в сети Интернет. Порядок приобретения исключительного права на объекты авторского права. Произведения, не охраняемые авторским правом.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2012

    Классификация изобразительных искусств по объектам приложения творческих усилий и исторически сложившимся концепциям творчества. Авторское право на сценическое произведение. Список документов, необходимых для регистрации прав на произведение искусства.

    реферат , добавлен 03.06.2011

    Создание и использование объектов авторского права и смежных прав привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - индустрии авторского права и смежных прав. Личные неимущественные и имущественные права автора на произведения.

    реферат , добавлен 02.04.2008

    Исключительное право на произведение. Право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, на его обнародование. Организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе. Свободное использование произведений в различных целях.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2009

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Об авторском праве и смежных правах. Право автора на обнародование. Право на отзыв произведения. Право на опубликование.

    статья , добавлен 26.11.2003

    Рассмотрение понятия и особенностей прав (ограниченный срок защиты, качественный состав субъектов, неотчуждаемость) на интеллектуальную собственность. Ознакомление с содержанием Бернской конвенции 1886 года как старейшим источником авторского права.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "презумпция авторства"

Большой юридический словарь

в авторском праве норма, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. П.а. предусмотрена Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.

Википедия

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве Российской Федерации презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Это означает, что в случае возникновения любого спора об авторстве того или иного произведения автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например, на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное в качестве автора, считается таковым до тех пор, пока в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное . Презумпция авторства призвана облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения и тем самым защитить автора от необоснованных обвинений в плагиате.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году