Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сроки обжалования отказа в государственной регистрации. Регистрация ООО или ИП: введен досудебный порядок обжалования решений налоговых органов. Преимущества привлечения юриста для обжалования отказа в регистрации права собственности на землю

Добрый день! Хочется получить совет, что делать в следующей ситуации: Организация в апреле 2017 года подала пакет документов необходимый для раздела земельного участка принадлежащего организации на праве собственности на 2 (два) земельных участка и регистрации права собственности на эти два вновь образованные земельные участки. В мае 2017 года получено Сообщение об отказе в государственной регистрации - "в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с созданием объекта недвижимости. В соответствии с Законом о регистрации не допускается осуществление регистрации права на объект недвижимости который не стоит на кадастровом учете. Заявления на постановку на кадастровый учет и на государственную регистрацию права были поданы одновременно. Вместе с тем 03 мая 2017 года принято решение об отказе №47/17-49 в осуществлении кадастрового учета. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется одновременно в отношении всех образуемых участков. Вами представлен фрагмент проекта межевания территории в качестве не позволяющем определить площади образуемых и исходного земельного участка.". Полагая, что данный отказ является незаконным организация обратилась в Арбитражный суд сформулировав свои требования следующим образом:

1.Признать незаконным отказ от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на указанный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Получено Определение суда о назначении дела к слушаниям где написано следующее:

Заявителю: правовое обоснование требования об обязании осуществить регистрацию права на вновь образованные участки с учетом указания в оспариваемом отказе на принятие решения об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков; сведения о том, что оспаривалось решение об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков.

Данная формулировка непонятна т.к. в иске под пунктом №1 стоит требование признать незаконным отказ от 03.05.17 №47/17-49 (это отказ в осуществлении кадастрового учета).

Удалось переговорить с судом по данному вопросу. Суд полагает, что нам необходимо обжаловать 2 (два) отказа: отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и отказ в государственной регистрации. И третьим требованием заявлять об обязании осуществить государственную регистрацию.

Вместе с тем отказ в регистрации права был выражен Сообщением об отказе в котором была ссылка только на отказ в кадастровом учете. Т.е. как такового Решения об отказе в регистрации не выносилось. Более того мы полагаем, что признания отказа в осуществлении кадастрового учета незаконным является основанием для постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков и для осуществления государственной регистрации.

Вопрос: стоит уточнять исковые требования на:

1.Признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Признать незаконным отказ в осуществлении государственной регистрации (Сообщение об отказе от 03.05.17 №116).

3.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет 2 (двух) вновь образованных земельных участков и государственную регистрацию прекращения права собственности на исходный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Или достаточно оставить исходные требования?

24/12/2014

Последние изменения в законе, регулирующем вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, затронули порядок обжалования решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Какие цели преследует новый закон? Кто вправе обжаловать решения регистрирующего органа? Куда и в какие сроки необходимо подавать жалобу? В каких случаях жалоба оставляется без рассмотрения? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с досудебным порядком обжалования решения регистрирующего органа, - в представленном материале.

Причины принятия новых норм

Изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) вносятся Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 241-ФЗ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 241-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014. Соответственно, новый закон вступил в силу 22.08.2014.

Федеральный закон N 241-ФЗ направлен на совершенствование досудебного рассмотрения споров в случае несогласия заинтересованных лиц с решениями, выносимыми регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных заявителем на государственную регистрацию документов.

Обратите внимание! Согласно ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ (в редакции, действующей до 22.08.2014) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" таким органом является Федеральная налоговая служба.

В новой редакции ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (регистрирующий орган).

Федеральный закон N 129-ФЗ в прежней редакции не регулировал порядок, сроки и процедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации и решения об отказе в государственной регистрации. Было установлено исключительно то, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке, а также что споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ (п. 9 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ). Какие-либо иные нормы о порядке урегулирования споров, связанных с регистрацией, в законодательстве отсутствовали. В связи с этим вышестоящие органы рассматривали жалобы на решения регистрирующих органов в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Однако указанный федеральный закон не учитывает особенности правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе последствия выносимых регистрирующим органом ненормативных актов, а также последствия их отмены.

В связи с этим Федеральный закон N 129-ФЗ дополнен гл. VIII.1 "Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации". Так, предусматриваются процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения о регистрации и отказе в регистрации, выносимые в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с новым порядком лица, не согласные с отказом в государственной регистрации и заинтересованные в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получают дополнительное средство для менее затратного (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей) и более быстрого (15 дней) способа защиты своих прав. После обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе заинтересованному лицу предоставляется право самостоятельно определять, обжаловать ли решение, принятое по результатам рассмотрения поданной жалобы, в вышестоящем органе (в порядке подчинения) или в суде. Кроме того, устанавливаются требования к порядку, срокам подачи жалобы и ее содержанию, что направлено на определение для заинтересованного лица правил, позволяющих наилучшим образом донести до органа, рассматривающего жалобу, существо и мотивацию своих требований.

Таким образом, новый закон призван создать для заинтересованных лиц благоприятные условия по урегулированию соответствующих споров без обращения в суд, а также снизить нагрузку на судебную систему.

Новый досудебный порядок обжалования решений регистрирующего органа

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

В данном случае под жалобой понимается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

В какой орган подается жалоба? Так, решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе, а также в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (ФНС РФ) и (или) в судебном порядке.

Решение же об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе. В суде и (или) ФНС решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано только после его обжалования в вышестоящем регистрирующем органе.

В случае если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является ФНС, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в ФНС и (или) суде.

Если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в установленные сроки, то решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.

Решение, принятое ФНС по результатам рассмотрения жалобы, обжалуется в судебном порядке.

Как подать жалобу? Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти.

В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, запрашиваются у регистрирующего органа, решение которого обжалуется. Срок для направления запрошенных документов - в течение трех дней со дня получения жалобы либо запроса соответствующего органа.

В какой срок можно подать жалобу? Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено законом.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в ФНС в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, вышестоящим регистрирующим органом или ФНС.

В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или ФНС, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае если лицо, подавшее жалобу, не представляло дополнительных документов и не получало уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы.

Если лицо, подавшее жалобу, в течение 25 рабочих дней с момента получения решения регистрирующего органа о продлении срока рассмотрения жалобы не получило решение по результатам рассмотрения жалобы, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

В какой форме подается жалоба? Жалоба может быть подана:

В письменной форме - направлена почтовым отправлением или представлена непосредственно уполномоченным лицом;

В форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - по сети "Интернет".

Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

Жалоба составляется в произвольной форме с указанием обязательных данных:

Фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;

Сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;

Наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;

Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

Требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Каков порядок рассмотрения жалобы? Вышестоящий регистрирующий орган или ФНС без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу и относящиеся к ней документы.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

Об отмене решения регистрирующего органа;

Об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения в установленном порядке.

Обратите внимание! В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или ФНС для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 10 рабочих дней.

Таким образом, максимально возможный срок рассмотрения жалобы составляет 25 рабочих дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Решение соответствующего органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.

В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС.

В случае если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.

В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения соответствующего решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС.

При этом жалоба может быть оставлена без рассмотрения в следующих случаях:

Жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

Жалоба подана после истечения установленного срока подачи жалобы и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

До принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

Ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;

Имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Регистрирующий орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы. В случае наличия вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно быть принято в течение срока, установленного в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Обратите внимание! Если жалоба оставлена без рассмотрения по тому основанию, что она не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание, то заинтересованное лицо может обратиться с повторной жалобой.

Судебная практика по обжалованию действий регистрирующих органов

В настоящее время количество судебных дел по вопросам обжалования решений регистрирующих органов весьма значительно. Видимо, в том числе этим была вызвана необходимость введения обязательного досудебного обжалования: часть вопросов будет решена на этой стадии. Вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым обращаются в суд, очень разные. Приведем несколько решений в качестве примеров.

Из числа последних можно привести Постановление ФАС ВВО от 09.07.2014 по делу N А11-4485/2013. Суть спора заключается в следующем. Индивидуальный предприниматель К., являясь собственником помещений, обратился в ИФНС с заявлением о предоставлении информации о том, какие организации зарегистрированы по указанному адресу. ИФНС сообщила, что в принадлежащих предпринимателю помещениях зарегистрировано 13 юридических лиц на основании решений ИФНС. К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данных решений недействительными.

Решением Арбитражного суда Владимирской области заявленное требование удовлетворено. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. ФАС ВВО также не нашел оснований для отмены принятых решений.

Регистрирующий орган в лице ИФНС полагает, что оспариваемые регистрационные действия произведены ею правомерно, поскольку на момент их осуществления она не имела данных о недостоверности представленных сведений, а также заявления собственника о запрете регистрировать юридические лица по спорному адресу.

Судьи отметили, что согласно разъяснениям Пленума ВАС в п. 2 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, может, в частности, свидетельствовать тот факт, что имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Поданное собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

В данном случае на момент вынесения оспариваемых решений регистрирующий орган располагал достаточными данными (в налоговый орган было представлено заявление от собственника помещений с просьбой не регистрировать юридические лица по спорному адресу), в том числе от законного владельца помещений по спорному адресу, о том, что сведения, представленные юридическими лицами при регистрации изменений в учредительные документы данных юридических лиц, являются недостоверными.

Весьма распространенный случай был предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВСО от 15.11.2013 по делу N А78-2397/2013.

Суть спора следующая. Индивидуальный предприниматель обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, уплатив государственную пошлину. Инспекция приняла решение об отказе предпринимателю в государственной регистрации на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ ввиду непредставления определенных пп. "в" п. 1 ст. 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Все три судебные инстанции отказали индивидуальному предпринимателю, признав действия регистрирующего органа законными.

Суды установили, что при подаче заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении деятельности предпринимателем не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Регистрирующий орган сделал запрос в ПФР о предоставлении указанного документа, но в ответ получил сообщение о невозможности направления запрашиваемого документа в связи с невыполнением данным страхователем обязанности по представлению в территориальный орган ПФР указанных сведений.

Таким образом, в удовлетворении требования было отказано, поскольку предприниматель не представил на регистрацию документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных действующим законодательством.

Определением ВАС РФ от 31.01.2014 N ВАС-532/14 отказано в передаче дела N А78-2397/2013 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Отметим, что при прекращении статуса индивидуального предпринимателя регистрирующий орган должен сам запрашивать необходимую информацию о предпринимателе в территориальном органе ПФР. Действующие нормативные акты никак не связывают данный документ с наличием или отсутствием у предпринимателя задолженности по страховым взносам. Он только подтверждает представление предпринимателем в ПФР индивидуальных сведений о себе и о наемных работниках. При наличии сведений о невыполнении указанных требований регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации.

Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа не является. При этом указанная задолженность будет числиться уже как за физическим лицом (Информация ФНС РФ от 27.06.2014 "О снятии индивидуальных предпринимателей с учета").

Приведем пример судебного решения, которое подчеркивает принципиальность как налоговых органов, так и судей, которые поддержали регистрирующий орган (Постановление ФАС ПО от 23.07.2014 по делу N А12-2104/2014).

В Арбитражный суд обратилось муниципальное унитарное предприятие (МУП) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

Все три судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суть дела в данном случае заключается в отказе в регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, - заявителю отказано в регистрации изменений в связи с тем, что заявление заполнено чернилами синего цвета вместо чернил черного цвета.

Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Требования).

В соответствии с п. 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. При этом заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по предлагаемому образцу.

Исследуя обстоятельства по делу, суды установили, что заявление заполнено предприятием чернилами синего цвета, то есть с нарушением требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Заявитель кассационной жалобы настаивал на своей позиции, указывая, что данный факт не является существенным и не может служить препятствием для его принятия и внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Но судьи сочли, что поскольку заявление предприятия было оформлено с нарушением установленных требований, оно считается непредставленным.

* * *

Таким образом, Федеральный закон N 241-ФЗ предусматривает четкое определение подведомственности и последовательности рассмотрения жалоб. Более того, вводится обязательная досудебная процедура обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров призвана стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.

Для того чтобы оформить недвижимость в собственность, необходимо пройти процедуру государственной регистрации. Но имущество могут как зарегистрировать, так и отказать в этом. Отказ в регистрации права собственности на недвижимое имущество влечет за собой определенные последствия, о которых необходимо знать.

При успешном оформлении собственности, сотрудники Росреестра делают соответствующую запись в государственном реестре. А владелец квартиры или земельного надела получает на руки свидетельство, подтверждающее его право собственности.

В случае отказа в регистрации владельцу должны разъяснить причины и подтвердить их с помощью нормативных актов. Лицо в свою очередь имеет возможность, исправив ошибки, подать документы во второй раз. Или подать судебный иск. Регистрирующие органы могут также приостановить процедуру оформления имущества, сразу сообщив об этом заявителю.

Основания для отказа в регистрации права собственности

Федеральным законом № 122 «О государственной регистрации прав» был установлен список причин, которые являются серьезными основаниями для отказа:

  1. Право лица на объект недвижимости не является таковым в соответствии с ФЗ № 122.
  2. У гражданина нет прав подавать документы для регистрации.
  3. Документы на недвижимость оформлены ненадлежащим образом.
  4. Бумаги, подтверждающие право собственности лица на объект недвижимости, являются недействительными.
  5. Лицо, выдавшее владельцу правоустанавливающий документ, не имело на это полномочий.
  6. Лицо, которое выдавало эту бумагу, не указало особые ограничивающие условия.
  7. В поданных документах нет информации о правах заявителя на данную собственность.
  8. Владелец недвижимости предоставил неполный пакет документов.
  9. Объект недвижимости уже зарегистрирован на другого собственника.
  10. Имущество не подлежит передаче в частную собственность.

Важно: если есть судебный спор о границах земельного участка, это не является причиной для отказа регистрации права собственности.

После того, как сотрудники Росреестра приняли решение отказать в государственной регистрации, заявителю в течение 5 дней высылают письменное сообщение. Отказ в регистрации права, вернее копия документа, помещается в дело правоустанавливающих документов. Владелец и сам может отказаться от регистрации права собственности, подав соответствующее заявление.

Что касается возврата госпошлины, то при отказе регистрирующего органа в проведении процедуры уплаченная сумма заявителю не возвращается. Если же оформление права собственности было прекращено по инициативе владельца, то возвращается только часть суммы, вернее, 50%.

Приостановление процедуры

Росреестр может не только отказаться регистрировать собственность, но и приостановить процедуру на 1 месяц. Чаще всего необходимость в этом возникает, если у уполномоченного сотрудника появляются сомнения по поводу наличия прав собственника у заявителя. Он тщательно проверяет предоставленную документацию и принимает все возможные законные меры по получению дополнительной информации.

Когда сотрудник государственного органа находит причину, не позволяющую зарегистрировать заявителя как собственника, он высылает уведомление. Это означает, что владелец земли или жилплощади может устранить эти причины. Если за 1 месяца со дня приостановления процедуры хозяин имущества не сможет этого сделать, в регистрации ему будет отказано.

Обнаружив в документах причину для приостановления регистрации, должностное лицо может сразу отказать заявителю, не давая время на устранение ошибки. Это право регистратора, поэтому иногда собственникам приходится либо подавать документы снова, либо идти в суд.

Последствия

Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеет ряд существенных последствий. И самым важным являются то, что у владельца нет возможности распоряжаться своим имуществом. И поэтому он не может совершать юридические действия с объектом недвижимости, то есть, не может продать его, подарить и т. д.

Есть сделки, которые по закону считаются заключенными только после того, как будет осуществлена государственная регистрация. А вот договора, где объектом выступает земля или нежилая недвижимость, считаются заключенными с момента, когда будут подписаны. Тем не менее, новый владелец обязан зарегистрировать свою недвижимость в порядке, установленном законом. Иначе переход права собственности не будет считаться произошедшим, а сделка – действительной.

К отрицательным последствиям отказа от оформления недвижимости можно отнести и расходы, так как госпошлина, как известно, возврату не подлежит. Поэтому, лучше не допускать причин, которые могут спровоцировать отказ в регистрации. Иначе придется подавать документы заново или обращаться в суд с иском.

Обжалование

Заинтересованное лицо может подать исковое заявление при условии, что государственные органы отказывают определять право собственности без видимых причин. Эту процедуру регулирует законодательство РФ. Когда отказано юридическому лицу, то обращение должно осуществляться согласно Арбитражно-процессуальному кодексу. У гражданина есть три месяца со дня получения отказа для обжалования его с помощью суда.

Если собственником имущества выступает физическое лицо, то процедура обжалования должна осуществляться на основании Гражданско-процессуального кодекса. У владельца имущества также есть три месяца для обращения. От самого заявителя зависит очень многое. Он должен доказать, что может распоряжаться недвижимостью и то, что действия государственного регистратора являются незаконными.

При вынесении судом положительного решения регистрационный орган обязан признать за истцом право собственности на объект недвижимости. Если же в удовлетворении иска заявителю будет отказано, зарегистрировать свое имущество он не сможет.

Что касается сроков, то судебное решение должно быть выполнено незамедлительно, если не установлены особые сроки. При этом истцу не нужно оплачивать новую госпошлину и повторно подавать заявление. Важно понимать, что судебное решение о признании действий государственных органов незаконными отличается от признания права собственности на недвижимость. Это два разных юридических факта, и во втором случае истцу необходимо проходить процедуру государственной регистрации с самого начала.

Жалоба на регистрирующий орган состоит из нескольких частей. «Шапка» документа должна содержать наименование суда, ФИО заявителя и должностного лица, к которому имеются претензии. Первая часть, которая называется описательной, содержит информацию об отказе от регистрации. Во второй части следует обосновать, почему истец считает решение Росреестра незаконными. Третья часть – это аргументированные требования лица. Четвертая и заключительная часть содержит список прилагаемых документов.

К иску лицо должно приложить:

  • копию отказа соответствующего органа;
  • бумаги, подтверждающие права заявителя на имущество;
  • квитанцию об оплате госпошлины (бумаги, подтверждающие предоставление льгот или ходатайство о рассрочке по уплате госпошлины);
  • несколько копий иска;
  • при участии представителя – нотариально заверенную доверенность.

Перед тем, как обращаться в суд, можно попробовать обжаловать решение регистрирующего органа у вышестоящего должностного лица. Жалоба составляется приблизительно так же, как и исковое заявление. То есть, она должна содержать основания для отказа от Росреестра, требования лица и необходимые доказательства по делу.

Основания для отказа в оформлении имущества могут быть разнообразными. Если не хватает бумаг или они содержат неточную информацию, у гражданина есть время на исправление. Но если государственный орган отказывается регистрировать недвижимость на нового владельца без причин, отстоять свои права можно только с помощью суда.

В государственной регистрации может быть отказано по основаниям, исчерпывающий перечень которых установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

  1. право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации прав;
  2. с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  3. документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  4. акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
  5. лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
  6. лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
  7. правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
  8. правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы для проведения государственной регистрации ранее возникшего права на объект для регистрации сделки, перехода, ограничения (обременения) права;
  9. не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для проведения регистрации;
  10. имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;
  11. осуществление регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 5 ст. 25.2 Закона о регистрации прав (участок, предоставленный гражданину до 30 октября 2001 г. (т.е. до введения в действие ЗК) для ЛПХ, ИЖС, ИГС, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, не может быть предоставлен в частную собственность, так как относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте ст. 27 ЗК, например, в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда, в границах ЗАТО, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд земель*(137));
  12. осуществление регистрации права собственности на вновь построенный или не завершенный строительством объект недвижимости не допускается в соответствии с п. 2 ст. 25.3 Закона о регистрации прав - в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке, на котором расположен объект, за исключением случаев, когда:
  13. право на участок зарегистрировано в ЕГРП;
  14. объект расположен на земельном участке для ЛПХ и представлено заключение органа местного самоуправления о том, что объект расположен в пределах участка;
  15. объект расположен на участке, предназначенном для дачного хозяйства или садоводства, и представлено заключение правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения граждан о том, что объект расположен в пределах данного участка;
  16. для строительства объекта не требуется разрешение на строительство;
  17. объект не считается учтенным в ГКН (за исключением установленных федеральным законом случаев*(138)) (п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации прав).

По сравнению с приведенным выше общим перечнем ограничен перечень оснований для отказа в регистрации прав:

  1. установленных судебным актом (п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав);
  2. по требованию судебного пристава-исполнителя (п. 1.1 ст. 20 Закона о регистрации прав).

Так, в случае регистрации, проводимой в порядке исполнения судебного акта по требованию судебного пристава, не может быть отказано на том основании, что обратилось ненадлежащее лицо, либо что правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии права заявителя.
Причинами, препятствующими регистрации ипотеки, также являются запрещение ипотеки указанного в договоре имущества, несоответствие требованиям государственной регистрации прав содержания договора об ипотеке и приложенных к нему документов (п. 2 ст. 29 Закона о регистрации прав), в том числе в случае их неустранения по требованию регистрирующего органа (п. 3 ст. 21 Закона об ипотеке).
Судебный спор о границах земельного участка не является основанием для отказа в регистрации права на него (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации прав).
Например, если в ЕГРП имеется запись о праве, а заявитель не является ни правопреемником, ни наследником, ни стороной по сделке с зарегистрированным правообладателем и не может подтвердить свое право решением суда, в регистрации отказывается на основании противоречия между заявленным и ранее зарегистрированным правом либо на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Если акт государственного органа или органа местного самоуправления об установлении права принят за пределами компетенции и в нарушение порядка издания таких актов, в регистрации отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект.
Если имеется запись о ранее принятом на государственную регистрацию заявлении, указывающая на правопритязание в отношении данного объекта, в первую очередь должно быть принято решение по ранее принятым документам. После регистрации ранее заявленного права в регистрации позднее заявленного права отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Сомнения в наличии оснований для бесспорной регистрации по двум конфликтующим заявлениям разрешаются регистратором в соответствии с законом (представленные документы направляются на подтверждение подлинности, истребуются дополнительные документы, запрашиваются сведения о недвижимом имуществе, имеющиеся у других организаций, и пр.).
В случае если в договоре отсутствуют установленные законом для данного вида договоров существенные условия (п. 1 ст. 432 ГК), в регистрации отказывается на основании того, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Если в ЕГРП имеется запись о зарегистрированной сделке, ипотеке, аренде, сервитуте, праве требования в судебном порядке, ином ограничении (обременении) права, но об этом не упомянуто в договоре, то в государственной регистрации сделки (или перехода права) отказывается на основании того, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий. Аналогично, если на сделку в соответствии с законом дано согласие третьих лиц (супругов, органов опеки и попечительства, собственника недвижимого имущества, общего собрания акционеров, залогодержателя, получателя ренты и пр.), содержащее условия сделки, то в случае отсутствия таких условий в договоре в государственной регистрации также может быть отказано.
Если в ЕГРП отсутствует запись о праве лица, распоряжающегося недвижимостью, возникшем после введения в действие Закона о регистрации прав, то в государственной регистрации сделки отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации права в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления о регистрации:

  1. выдается заявителю лично;
  2. направляется по почте с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении (при наличии об этом указания в заявлении, требовании судебного пристава на регистрацию);
  3. дополнительно направляется по электронной почте (при наличии об этом указания в заявлении, требовании судебного пристава на регистрацию).

Сообщение об отказе в регистрации сделки, перехода права направляется всем сторонам договора.
Содержание сообщения об отказе в государственной регистрации определяется Инструкцией Минюста о порядке заполнения свидетельств.
По общему правилу отказ должен быть мотивированным. В сообщении указываются основания для отказа, предусмотренные п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, и причины принятия такого решения - нормы законов и иных правовых актов, нарушенных при приобретении прав на недвижимость.
При одновременной подаче заявления о кадастровом учете и регистрации прав, в случае отказа в кадастровом учете, документы, поданные на регистрацию, возвращаются без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в кадастровом учете (п. 5 ст. 13 Закона о регистрации прав). Одновременно возвращается документ об уплате государственной пошлины за регистрацию, который может быть повторно представлен для регистрации права.
Отметка об отказе также вносится в ЕГРП и книгу учета входящих документов; копия сообщения об отказе помещается в дело правоустанавливающих документов. После отказа в регистрации поданные документы не возвращаются (это не предусмотрено Законом о регистрации прав). Возвращены заявителю могут быть только подлинники правоустанавливающих документов (без отметок об отказе в регистрации). При отказе уплаченная государственная пошлина за регистрацию не возвращается (п. 5 ст. 20 Закона о регистрации прав). Отказ в регистрации не означает, что заявление о регистрации права на данный объект не может быть подано еще раз (с другими или исправленными документами). Естественно, что во второй раз уже не требуется представления копий некоторых документов, оставшихся в деле (учредительных документов юридического лица, технических паспортов зданий и сооружений, планов земельных участков), если в этих документах не произошло никаких изменений. Представление подлинников повторно обязательно. Обязательна также и повторная оплата пошлины за регистрацию.
Обжалование отказа в государственной регистрации. Заявитель или иное заинтересованное лицо может обжаловать отказ в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав).
Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 ГПК "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе (ст. 256 ГПК). Заявление рассматривается судом в течение 10 дней (ст. 257 ГПК).
Согласно ст. 206, 258 ГПК суд, признав заявление гражданина обоснованным, принимает решение об обязанности регистрирующего органа провести государственную регистрацию и устанавливает для этого срок. Решение суда направляется руководителю или иному должностному лицу (регистратору, руководителю филиала) не позднее трех дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.
Обжалование отказа юридическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 24 АПК "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе (ч. 4 ст. 198 АПК).
При удовлетворении требования арбитражный суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить такую регистрацию в установленный судом срок. В решении может быть указано на необходимость сообщить суду об исполнении данного решения. Копия решения направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю и органу по регистрации. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении (ч. 3 ст. 180, ч. 7 ст. 201, ч. 1 ст. 318 АПК).
Как указано в п. 56 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам гл. 25 ГПК или гл. 24 АПК с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные
действия.
В соответствии с п. 6 ст. 20 Закона о регистрации прав, если отказ в регистрации признан судом необоснованным, и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию, она осуществляется:

  1. на основании вступившего в силу судебного акта, поступившего в орган по регистрации;
  2. без дополнительного заявления на регистрацию;
  3. без представления дополнительных документов - на основании ранее представленных и помещенных в дело правоустанавливающих документов (в том числе об оплате государственной пошлины).

Особенности регистрационных действий определены Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденными приказом Росрегистрации от 07.06.2007 N 112.
Обратим внимание, что копия судебного решения о незаконности отказа в регистрации должна поступить в регистрирующий орган из суда. Как установлено п. 20 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов, если такое решение представлено заинтересованным лицом, органу по регистрации рекомендуется запросить суд о представлении надлежащим образом заверенной копии.
Указанным методическим документом (п. 22) регистратору рекомендовано направить заявителю уведомление о поступлении судебного акта с признанием незаконности отказа в регистрации с указанием:

  1. срока регистрации и получения документов;
  2. возможности представления дополнительных документов;
  3. невозможности удостоверения проведенной регистрации сделки без повторного представления подлинников договора.

Регистрация в соответствии с судебным актом о необоснованности отказа должна проводиться при отсутствии иных (не рассмотренных судом) оснований для отказа. Иными основаниями для отказа могут послужить, например, арест имущества, наложенный в период обжалования действий регистрирующего органа, выявленные противоречия между заявленным и зарегистрированным ранее правом. Методическими рекомендациями ФРС по регистрации на основании судебных актов (п. 25) регистрирующему органу в этих случаях рекомендовано запросить суд о порядке исполнения судебного решения.
Другие регистрационные действия (внесение записей в ЕГРП, удостоверение проведенной регистрации, выдача документов, уведомление правообладателя) проводятся в порядке, установленном Законом о регистрации прав. Дополнительного заявления правообладателя и оплаты регистрации не требуется, поскольку он уже ходатайствовал о государственной регистрации своего права (или сделки) и оплатил регистрацию, но орган по регистрации неправомерно отказал ему и прекратил регистрационные действия.
Как установлено п. 23 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов, регистрация должна проводиться в срок, который может быть специально установлен для этих целей локальным актом регистрирующего органа*(140), но не более установленного для регистрации месячного срока*(141), если иной срок не установлен законодательством или судебным актом.
Орган по регистрации вносит в ЕГРП запись о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) или сделке и готовит свидетельство, удостоверяющее проведенную регистрацию права. При регистрации в качестве документов-оснований указываются правоустанавливающие документы и судебный акт о признании отказа незаконным. Заявитель и суд должны быть извещены о проведенной регистрации (арбитражный суд - в случае указания на это в решении). Если при отказе в регистрации заявителю были возвращены подлинники правоустанавливающих документов (например, подлежащих государственной регистрации договоров), то заявитель должен повторно представить их в орган по регистрации, в том числе для совершения специальной регистрационной надписи (простановки регистрационного штампа) на договоре. Непредставление подлинников документов не должно являться основанием для отказа (приостановления) регистрации как исполнения судебного решения. Регистрация права проводится на основании копий, ранее представленных на регистрацию (п. 22 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов).
Следует отличать действия регистрирующего органа в случае признания необоснованным (незаконным) отказа в государственной регистрации и в случае признания судом права на недвижимое имущество. Исходя из ст. 28 Закона о регистрации прав, установленные решением суда права подлежат государственной регистрации на общих основаниях, т.е. по заявлению правообладателя с приложением необходимых для регистрации документов, в том числе и об оплате государственной пошлины. В данном случае судебный акт - основание для возникновения и соответственно государственной регистрации права на недвижимость. Напротив, регистрация в случае незаконного отказа является исполнением судебного решения, положения п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав на общих основаниях в данном случае не применяются. По жалобе на отказ в регистрации регистрирующий орган является ответчиком, процессуальное положение которого позволяет возложить на него обязанность по совершению определенных действий, но, с другой стороны, дает возможность ему самому обжаловать решение суда. Судебное решение о признании незаконным отказа в регистрации является не основанием для возникновения права на недвижимость, а обязанием совершения регистрации на основании представленных заявителем правоустанавливающих документов, неправомерно признанных регистратором не соответствующими закону.

Процедура приобретения или первоначального оформления любого имущества всегда завершается государственной регистрацией. Если вы регистрируете коммерческий объект, недвижимость, желанную квартиру или приусадебный земельный участок, государственные органы всегда могут отказать в в регистрации. Но далеко не каждый знает, что существует возможность обжаловать данное решение. Прочитав текущую статью вы ознакомитесь со всеми нюансами.

Могут ли отказать в регистрации права собственности — причины

Уклонение от законодательных норм при сборе документации приведёт лишь к проблемам при оформлении имущества. Перечень причин отказа в обретении права собственности на земельный участок, недвижимость, квартиру и другое имущество описывает Федеральный закон , а именно:

  • Лицо не имеет права на данную недвижимость;
  • Не представлены необходимые документы;
  • Документы не подписаны лицом владеющим землей.

Обжалование отказа в государственной регистрации

Если вам отказали в оформлении имущества, можно сразу подать в суд исковое заявление, обжаловав решение государственного органа.
Предварительно можно обратиться к руководителю регистрационной службы с жалобой на действия его подчинённых. В таком случае жалоба оформляется подобно исковому заявлению.
Если заявитель является юридическим лицом, тогда он подаёт исковое заявление и проводит процедуры обжалования в соответствии , а если физическим лицом — согласно ГПК.
Если суд признаёт правоту истца и подтверждает, что он является собственником, регистрационный орган обязан завершить регистрационный процесс в пользу заявителя и зарегистрировать имущество. Если иск был отклонён, оформить переход имущества собственнику государственный орган не сможет.
Судебное решение выполняется либо согласно установленных в нём сроков, либо незамедлительно, если временные рамки его реализации не установлены.

Заявление об обжаловании отказа в регистрации права собственности

Заявление в местный арбитражный суд на регистрирующий орган должно включать пять основных частей:

  • «Шапка» заявления. В которой необходимо указать наименование суда, а также данные заявителя и лица Росреестра, к которому предъявляются претензии;
  • Обоснование, а котором необходимо указать причины несогласия с решением Росреестра;
  • Описательная часть. Содержит подробности ущемления прав собственника и отказа в оформлении недвижимости или земельного участка;
  • Аргументированные требования собственника;
  • Заключительная часть. Она содержит перечень прилагаемой документации для оформления недвижимости или земельного участка.

Срок обжалования отказа в государственной регистрации права собственности

Основания для отказа в регистрации права собственности

Росреестр вправе отказать в регистрации собственности на любую недвижимость по следующим причинам:

  • Формат поданных электронных документов не соответствует установленным нормам;
  • Подача бумажной документации с исправлениями, подчистками, которые заполнены карандашом, с неоднозначным содержанием;
  • Отсутствует квитанция об уплате пошлины, либо оплата в течение 5 дней не дошла до адресата;
  • На имущество наложен арест или имеется запрет на отчуждение;
  • Заявление с прошением об оформлении земельного участка, недвижимости, квартиры и другого имущества не подписано;
  • У заявителя отсутствуют основания подавать документацию на регистрацию;
  • Поданные бумаги недействительны, не подтверждают права заявителя как собственника имущества;
  • Представлен неполный пакет документации.

Важно: наличие судебной тяжбы о границах участка земли, не является причиной возврата документации заявителю.

Причины отказа в регистрации права собственности на квартиру

Дополнительными причинами отказа оформить собственность на квартиру могут быть:

  • Судебный спор по принадлежности квартиры разным собственникам;
  • В ЕГРН имеется отметка о невозможности изменения имущественных прав на строение или участок;
  • Если договор приобретения объекта строительства нотариально не настоящий, не удостоверен, или поданные документы не включают все необходимые данные;
  • Отсутствует законное согласие всех собственников и заинтересованных лиц на совершение сделки.

Отказ от регистрации права собственности на недвижимость

В Федеральном законе указано, что лицо подавшее заявление на оформление собственности вправе отозвать его, либо ходатайствовать о временном приостановлении процедуры на срок не более полугода.
Чтобы отказаться от оформления документов на имущество необходимо подать соответствующее заявление. В свою очередь, государственный орган должен уведомить заявителей о приостановлении осуществления регистрации прав на вашу недвижимость, квартиру, земельный участок либо иное имущество с указанием точной даты данного события.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году