Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предмет и система конституционного права зарубежных стран. Предмет, методы и источники конституционного права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах

Под методологией науки понимается совокупность приемов, способов исследования ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих явлений или процессов, путей познавательной деятельности, определение их границ и установление основных взаимосвязей со смежными явлениями.

Научный метод - ϶ᴛᴏ комплекс приемов, кᴏᴛᴏᴩый позволяет из тысячи путей найти единственную тропинку, ведущую к научной истине.

Методология научного исследования социально-политических процессов будет необходимой предпосылкой подхода к проблеме.

Стоит сказать, что каждая наука изучает определенный круг явлений, но отдельная наука или даже группа наук не может дать картины мира в целом, составить определенное мировоззрение, так как последнее есть целостная система взглядов на мир. Такую целостную картину дает философия. Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Стоит заметить, что она будет общей методологией всех наук, основным методом познания реальной действительности, применяемым в конкретных науках.

Методологической основой исследования явлений государственно-правовой действительности был и остается общенаучный метод диалектики.

Диалектический метод позволяет рассмотреть динамику социальных процессов: связь конституционного права с общественной практикой, с политической природой государственной власти; развитие государственности в каждой стране, отражение в его правовой системе фактически сложившихся общественных отношений; создает необходимую основу для характеристики конституционного права как права определенного исторического типа.

Диалектика требует рассматривать все конституционно-правовые явления в движении, в органической связи с развитием экономических, социальных, культурных и иных процессов, происходящих в данном обществе. Именно такой подход к явлениям позволяет выявлять и разрешать возникающие в общественном развитии противоречия; раскрыть диалектическое взаимодействие общих интеграционных процессов в государствах СНГ с чертами, обусловленными конкретно-историческими условиями и национальной спецификой каждой отдельной страны.

Конституционное право зарубежных стран СНГ характеризуется динамизмом. Наука должна исследовать противоречия в системе общественных отношений. Познание противоречий в самой сущности предмета и есть диалектика. Единство и борьба противоположностей - универсальный закон диалектики.

Практика конституционного строительства в странах Содружества показывает, что и в новых условиях развития общество не оϲʙᴏбождается от внутренних противоречий. В их природе и позитивный, и негативный вариант развития.

Диалектический метод познания конституционно-правовой действительности не означает формального приспособления философских категорий к государственно-правовым явлениям.

Общенаучный метод диалектики будет главным в науке конституционного права, как и в других отраслях правовых наук. На базе общефилософской методологии в науке конституционного права складываются специфические частнонаучные методы исследования: а) историческом; б) сравнительного анализа; в) системный; г) социологический (опроса, интервью, социального эксперимента, моделирования); д) логического анализа; е) статистический и др.

Все специфические методы познания дополняют диалектический метод.

Изучим кратко каждый из данных методов познания, прежде всего исторический. В чем его суть?

Принцип историзма предполагает соблюдение двух важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений с позиции их возникновения и развития; во-вторых, изучение конкретных конституционно-правовых институтов с позиций современности.

При всем этом методология исследования любых социальных явлений требует их рассмотрения в нескольких аспектах: а) историческом; б) исключительно в связи с другими; в) исключительно в связи с конкретным опытом истории. Применительно к исследованию конституционно-правовых явлений ϶ᴛᴏ получает выражение, во-первых, в историческом подходе к явлениям государственно-правовой действительности; анализе процессов возникновения, накопления черт нового; в раскрытии закономерностей и тенденций развития; во-вторых, в научном анализе соотношения конституционного права отдельных стран СНГ и практического преломления конституционно-правовых идей, т.е. связи теории с практикой.

Принцип историзма применительно к изучению конституционного права зарубежных стран СНГ не может являться результатом простого приложения диалектики к явлениям конституционно-правовой деиствительности.
Стоит заметить, что он вырастает внутри самого конституционного права как потребность более глубокого исследования ϲʙᴏего предмета. Нынешнее состояние науки и современные ее задачи - ϶ᴛᴏт результат исторического развития, а ее будущее состояние - результат протекающих на наших глазах конституционно-правовых процессов.

Историзм - путь связи прошлого и современного, теории и практики, так как новое в теории конституционного права зарубежных стран СНГ в конечном счете вырастает из обобщения опыта, из практических потребностей общественного развития. Исторический подход предполагает не иллюстрирование мысли фактами, а развитие теории на базе фактов. Стоит сказать, для историзма важен "вертикальный разрез" явления: эволюция, процесс.

Конституционно-правовые институты стран СНГ могут быть правильно поняты исключительно в связи с анализом социально-экономического развития их государственно-политических систем, изучения предшествующей истории правовых институтов, юридических традиций данных стран. Исторический метод научного исследования позволяет смотреть на каждое явление с позиции того, как оно возникло, какие главные этапы в ϲʙᴏем развитии проходило и чем стало теперь.

Конституционно-правовые системы в странах СНГ будут элементом их политических систем, государственности, политической культуры, углубления интеграционных процессов.

Исторический подход к исследованию конституционно-правовых проблем позволяет изучить развитие общественных явлений с позиций хронологии; проследить преемственность, историческую обусловленность основных идей и принципов конституционного права зарубежных стран СНГ, показать связь конституционно-правового регулирования с исторической практикой, этапами развития общества и государства, конкретной исторической обстановкой, социально-экономическими и политическими условиями развития общества; определить основные тенденции развития конституционного права стран Содружества.

Без обращения к истории трудно понять развитие конституционно-правовых институтов СНГ, системы представительных органов государственной власти; отношений сотрудничества в рамках СНГ.

Исторический анализ конституционно-правового законодательства стран СНГ позволяет заключить, что между конституционно-правовыми актами, принятыми на различных этапах общественного развития данных стран существует как преемственность, так и противостояние, что демонстрирует качественное преобразование социалистической модели государства и права по пути либеральной демократии.

Исторический метод исследования приводит нас к выводу, что конституционное право стран СНГ - ϶ᴛᴏ результат объективного хода развития истории. Важно понимать - оно демонстрирует интеграционные процессы в постперестроечном бывшем советском пространстве. Его содержание обусловлено восстановлением суверенной национальной государственности в бывших республиках СССР, социально-экономическими и политическими условиями развития государства и общества в данных странах.

Исторический анализ конституционного законодательства, выявляя основные направления и тенденции его развития, позволяет воспринять все лучшее, что выработала практика государственного строительства в отдельных странах СНГ, оценить с позиций сегодняшнего дня эффективность действия конституционно-правовых норм и создать более совершенное законодательство.

При всем значении исторического метода исследования следует признать, что ϶ᴛᴏт путь познания будет предпосылкой для постижения существующих конституционно-правовых явлений. По϶ᴛᴏму широкое применение в разработке конституционно-правовых проблем получает метод сравнительного исследования. В случае если исторический метод позволяет исследовать конституционно-правовые явления в "вертикальном разрезе", в динамике, то сравнительный - подойти к явлению в "горизонтальном разрезе", т.е. в плане сопоставления различных конституционно-правовых институтов.

Метод сравнительного исследования дает возможность, во-первых, осмыслить значение конституционного права как важнейшего инструмента демократии; глубже уяснить как основные черты, так и конкретную специфику конституционного права каждой из стран СНГ; показать содержание и особенности конституционно-правовых норм и институтов; во-вторых, раскрыть единство принципов конституционного права стран СНГ и специфику их проявления в отдельных странах; в-третьих, выявить общие принципиальные черты политических систем стран Содружества, закономерности развития интеграционных процессов в рамках СНГ, пути совершенствования общего права СНГ и моделирования конституционно-правовых актов; в-четвертых, сравнивать, сопоставлять конституции зарубежных стран СНГ и другие нормативные правовые акты; прогнозировать направления и делать выводы о характере и закономерностях перспективного развития конституционно-правового законодательства в отдельных странах СНГ; в-пятых, изучать и сопоставлять коллективный опыт государственного строительства в странах СНГ, анализировать его позитивные и негативные стороны.

Применение сравнительного метода исследования имеет существен ное значение, поскольку различные правовые системы влияют друг на друга и анализ такого взаимодействия необходим для понимания процессов развития правовых систем различных стран СНГ, а также отраслей права и правовых институтов.

Сравнительное исследование конституционного права зарубежных стран СНГ расширяет кругозор ученого, помогает избежать односторонних суждений, дает возможность выбора оптимального варианта решения общих социально-политических и правовых проблем, стоящих перед всеми государствами Содружества, позволяет лучше оценить как преимущества, так и недостатки того или иного явления. Сравнительное исследование - незаменимый инструмент для совершенствования национального права. Предполагается сравнение однородных конституционно-правовых институтов гражданства, избирательного права, народного представительства, местного самоуправления или конституционно-правовых актов, например, конституций, законов о гражданстве, избирательных законов, регламентов и т.п. Применение метода сравнительного анализа позволяет уяснить как основные черты, так и специфику конституционного законодательства каждой из стран СНГ.

Диалектическая методология исследования конституционно-правовых проблем требует подходить к любому явлению как к системе. По϶ᴛᴏму в науке конституционного права зарубежных стран СНГ важное значение имеет системный метод, кᴏᴛᴏᴩый предполагает рассмотрение конституционно-правовых явлений в совокупности социальных связей, выявление целого и его частей, изучение отдельных конституционно-правовых институтов в правовой структуре различных стран СНГ с учетом конкретно-исторических и национальных особенностей их развития.

Специфика метода системного анализа состоит по сути в том, что логическим центром исследования становятся закономерности развития общества как целостного организма.

Системный метод опирается на категории "элемент", "структура", "система".

В философской литературе под системой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некᴏᴛᴏᴩое целостное единство. Отметим, что каждая система представляет собой сложное образование, состоящее нередко из ряда подсистем. Логический объем понятий "система" можно ограничить представлением о ней как об определенном внутреннем строении, внутренней организации и расположении структурных элементов целого. Система есть единое целое, где части соединены друг с другом и не просто сосуществуют, а находятся в прямых и обратных связях. Вся система в целом влияет на отдельные элементы, и наоборот, каждый элемент в отдельности - на систему в целом. Не стоит забывать, что важной особенностью системы будет устойчивость, наличие в ней новых интегративных качеств, не ϲʙᴏйственных образующим ее частям. Структура - ϶ᴛᴏ отражение внутренних связей, устойчивая упорядоченность. Системно-структурные элементы должны обладать следующими признаками: а) качественной определенностью; б) однопорядковостью, однородностью и совместимостью; в) относительной устойчивостью и изменчивостью, статичностью и динамизмом; г) взаимосвязью и взаимообусловленностью со всеми другими элементами, с системой в целом. Таковы общие признаки структурных элементов, кᴏᴛᴏᴩые получают смысл исключительно в соотношении с категориями структуры и системы.

Системный метод исследования конституционно-правовых проблем, анализ конституционно-правовых явлений в статике и динамике, в его количественном и качественном выражении позволяет глубже проанализировать взаимосвязи структуры и содержания конституционно-правовых институтов, обнаружить главное и второстепенное в явлении; вскрыть закономерности, присущие развитию целостного организма и его подсистем, найти ключ к пониманию особенностей механизма действия конституционно-правовых норм, к толкованию конституционно-правовых институтов и понятий.

Сам по себе системный метод познания в науке конституционного права зарубежных стран СНГ не что иное, как требование: а) подходить к явлениям конституционно-правового характера с диалектических позиций, рассматривая их не изолированно, а как часть более общих явлений; б) анализировать данное явление с позиции его внутреннего строения, соотношения между составляющими его элементами.

С позиций системного анализа мы рассматриваем конституционное право каждой страны СНГ, во-первых, как элемент системы социально-политических норм; во-вторых, как определенную целостность, отражающую закономерные связи реальной общественной жизни, социальной действительности, т.е. подходим к нему как к организованному множеству элементов - конституционно-правовых норм и институтов, включающему не только нормы национального права, но и международного и общего права СНГ.

Системный подход к рассматриваемым явлениям требует выявления элементов системы, их внутренней взаимообусловленности, тенденций развития. К примеру, изучая политические системы стран СНГ, мы называем в качестве элементов: государство, политические партии, массовые общественные движения, фонды, землячества, национально-культурные автономии. Метод системного анализа дает возможность выявить специфические формы взаимосвязей рассматриваемой системы. Взаимодействие составных частей политической системы в странах СНГ базируется на конституционных принципах народовластия, разделения властей, верховенства права и закона, уважения достоинства и ϲʙᴏбоды личности, ϲʙᴏбоды ассоциаций.

С позиций системного анализа следует рассматривать взаимообусловленность конституционно-правовых институтов. К примеру, нельзя понять правовой статус человека и гражданина в отрыве от политической и экономической систем данного общества; органы народного представительства не могут существовать изолированно, вне целостной системы государственного механизма. Эти явления нельзя перенести в другую действительность, оторвать от единого механизма государственной власти. Отметим, что каждое конституционно-правовое явление, каждый конституционно-правовой институт можно проанализировать исключительно с позиций взаимодействия целого и его элементов.

Метод системного анализа дает возможность выявить специфические формы взаимосвязей конституционно-правовых институтов по обеспечению целостности системы. У каждого института конституционного права стран СНГ ϲʙᴏи функции по регулированию тех или иных аспектов общественной жизни. Так, компетенция каждого органа государственной власти зависит от целевого назначения и места данного органа в механизме государственного аппарата, структуры компетенции всех других органов. По϶ᴛᴏму нельзя произвольно определять структуру какого-либо органа государства без учета его места в единой системе механизма государственного аппарата.

Наука конституционного права зарубежных стран СНГ использует социологические методы: опроса, интервью, анкетирования, социального эксперимента, моделирования.

К примеру, метод теоретического моделирования социальных процессов состоит в формализованном воспроизведении различных общественных явлений и в последующем проведении необходимых операций с полученными таким образом аналогами (или моделями) реальных процессов.

Вообще ϶ᴛᴏт метод познания общественных явлений ограничен. Но по сравнению с другими сферами общественной жизни правовые методы поддаются более или менее точной разработке.

Моделирование как метод исследования социальных процессов имеет важное значение для углубления наших знаний, их дополнительной проверки, для сознательного управления общественными процессами. Отметим, что каждая научная модель предполагает выявление каких-то наиболее общих закономерностей развития, главных черт того или иного явления и позволяет апробировать их практическую целесообразность.

Не стоит забывать, что важнейшее условие теоретического моделирования социальных явлении и процессов - точный учет объективных закономерностей развития общества.

Надо, однако, подчеркнуть, что применение метода теоретического моделирования в науке конституционного права зарубежных стран СНГ имеет специфический характер. Исследователь имеет дело не с реальными, а идеальными моделями, сконструированными в сознании, так как теоретическое моделирование означает определенную исследовательскую процедуру идеализации и конкретизации, кᴏᴛᴏᴩая слагается из следующих стадий: 1) формализация явления и конструирования модели (уровень формализации процесса в определенной степени зависит от общего уровня научных знаний); 2) поиск решения задачи посредством разных операций с моделью; 3) истолкование полученного на модели результата применительно к реальному общественному процессу.

Применение метода теоретического моделирования позволяет единичные общественные явления воспроизводить как массовые, а долговременные социальные процессы искусственно сжимать в кратковременные. При всем этом роль реальных моделей могут играть конституционно-правовые системы различных стран СНГ, их конституции, отдельные нормы текущего законодательства, системы органов, парламентские процедуры, и т.п. Наука изучает данные модели, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие правовых предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в стране в данный исторический период, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие объективным тенденциям развития общественных отношений, исполнимость, гарантированность конституционно-правовых предписаний, эффективность деятельности различных органов государственной власти.

Стоит сказать, что каждая модель предполагает выявление каких-то общих главных закономерностей развития, основных черт того или иного явления и позволяет апробировать их практическую целесообразность. В конституционном праве роль элементов модели могут играть органы государственной власти, субъекты государственного устройства, конституции отдельных стран, отдельные нормы текущего законодательства. Мы изучаем данные явления и акты как определенные экспериментальные модели регулирования общественных отношений.

В науке конституционного права зарубежных стран СНГ широко применяется метод логического анализа, поскольку он обусловлен природой юриспруденции.

При помощи логического анализа решаются вопросы соотношения государственной власти и суверенитета; классификации органов государственной власти и их полномочий; исследуются формы государственного устройства, типы федерации, автономии; содержание правового статуса личности и др. Путем синтеза вырабатываются различные научные понятия и определения.

Логический метод познания, в ϲʙᴏю очередь, включает ряд более частных методов, например, индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Любое исследование движется не только от отдельного к общему, но и от общего и особенного к единичному, так как именно такое знание дает нам возможность постигнуть конкретную действительность. Стоит сказать, для того, например, ɥᴛᴏбы уяснить сущность автономии, наука конституционного права сначала вырабатывает общее понятие автономии, исследует ее принципы, роль в разрешении национального вопроса. Затем на базе конституционных норм, других законодательных актов, практики решения национального вопроса в различных странах исследуются специфические формы автономии, характер взаимоотношений органов государственной власти, государства в целом и автономных образований, пределы их самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт
Такой ход мысли называется дедукцией, т.е. от общего к частному.

Познание правовых явлений неразрывно связано с правильной оценкой двух взаимосвязанных процессов в развитии правовой материи - дифференциацией и интеграцией. Дифференциация предполагает необходимость детализации, тщательного анализа, кᴏᴛᴏᴩый позволяет проникнуть вглубь национальных правовых систем, изучить их ϲʙᴏеобразие, специфику. Интеграции ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует синтез, кᴏᴛᴏᴩый дает возможность выявить общие закономерности, тенденции развития правовых явлений в условиях динамично развивающейся системы СНГ.

Определенное значение в науке конституционного права зарубежных стран Содружества имеет метод статистического анализа. Когда исследуется структура депутатского корпуса, динамика активности избирателей на основе избирательной статистики, используется метод статистического анализа.

Для различных отраслей науки права специально-научные методы имеют различное значение. К примеру, метод моделирования имеет ведущее значение в криминалистике; для финансового права большую роль играет статистический метод исследования. Отдельные методы познания, кᴏᴛᴏᴩые в других областях знания (технических, естественных) имеют значение общенаучных, в конституционном праве зарубежных стран СНГ играют роль частных, например метод эксперимента.

В совокупности все методы научного познания дают нам истинное представление о тех или иных сторонах конституционно-правовой реальности. Материал опубликован на http://сайт
Применение многообразных методологических приемов позволяет с разных сторон подойти к исследованию конституционно-правовой действительности, проследить влияние общепризнанных принципов и норм международного права, общего права СНГ и национального конституционно-правового законодательства на социальную практику, получить истинное представление о тех или иных сторонах общественно-политической жизни. Но для того ɥᴛᴏбы иметь наиболее полное представление о предмете, исследователь в процессе творчества мысленно синтезирует данные методы, что приводит его к комплексному, целостному результату. Это позволяет осмыслить историческую обусловленность предмета конституционного права стран Содружества, структуру и связи составляющих его элементов, их функциональную характеристику.

Данное пособие поможет всем, изучающим заочно Конституционное право зарубежных стран, сориентироваться в его основных проблемах и усвоить ключевые вопросы теории и практики конституционного регулирования общественных отношений в ряде зарубежных государств.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран (И. Б. Гоптарева, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

1 Предмет и метод конституционного права зарубежных стран

1.1 Понятие конституционного права. К началу XIX века в странах Европы начинает утверждаться конституционный строй, главными признаками которого является защита прав человека. Именно это послужило основой для формирования конституционного права. Но наличие конституции в стране еще не обеспечивает конституционного права.

Последние десятилетия ХХ века характеризуются масштабными и динамичными конституционными преобразованиями. Только за период с 1989 года по настоящее время во всем мире принято несколько десятков конституций, что в целом обогащает источниковедческую базу конституционного права как науки.

Конституционное право (как отрасль права) в странах с различной правовой системой имеет различные корни: например, в США оно выросло из общего права и тесно связано с юридическими функциями государственной власти. В Великобритании его корни уходят в историко-правовые документы и политико-моральные ценности страны (обычное право). Во Франции конституционное право основано на теории государства и права. А в Греции конституционное право, появившееся гораздо позднее, чем в Западной Европе, в большей степени связано с административным правом1 .

В широком смысле под конституционным правом понимается система правовых норм определенной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве; основы общественного строя и государства, а также – деятельность, как государственных организаций, так и органов самоуправления.

Государство – организм многосложный, включающий разнообразные отношения: политические, социальные, экономические и т. д. Все это находит отражение в Конституции любого современного государства и в определенной степени является объектом изучения конституционного права.

В узком смысле, конституционное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти.

Особенность конституционного права зарубежных стран заключается в том, что в конституциях, принятых после второй мировой войны, могут содержаться нормы, не входящие в объем конституционного регулирования, так как они регулируются другими отраслями права. В первую очередь, это нормы о финансах, налогах, а также нормы, касающиеся гражданского или других отраслей права. Их называют конституционными нормами второго порядка. Юридически они считаются составной частью конституции и называются конституционными законами.

1.2 Предмет и метод конституционного права .

Как и всякая наука, конституционное право имеет свой предмет изучения, каковым является регулирование общественных отношений, т.е. отношений между человеком, обществом и государством.

В конституционном праве различают методы, используемые при исследовании проблем Конституционного права как науки и методы – как отрасли права. В первом случае под методами понимается способ построения и обоснования системы знаний. С этой точки зрения, эти методы, позволяют анализировать не только Конституции (конституционные законы), но и место конституционного права в системе правовых наук. К ним относятся:

– дескриптивный метод (от англ. descriptive – описательный), суть которого заключается в описании особенностей конституционного права конкретной страны. Например, немало государств в мире имеет федеративное устройство, но отношения между федерацией и ее субъектами регулируются разными способами, поэтому говорят о «федерализме американском», «федерализме германском» и т.д.; этот метод также дает представление об эволюции конституционного права конкретной страны;

– нормативный метод – с его помощью определяется роль Конституции в жизни конкретного общества. Например, в США и многих европейских государствах Конституция является мерилом общественных отношений. Здесь «закон превыше всего», в то время как в теократических мусульманских странах «Коран превыше всего».

– компаративный метод – метод сравнения Конституций различных стран для выявления общих закономерностей и особенных, уникальных черт конституционно-правового устройства стран мира. Компаративный метод лежит в основе такого направления конституционного права как сравнительное конституционное право.2

Методы Конституционного права, как отрасли права, можно определить как совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. С точки зрения этого определения, можно говорить о таких наиболее распространенных методах конституционного права, как:

– метод обязывания (именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, имеющие отношение к власти, например, «правительство должно получить доверие палат»;

– метод запрещения (или запрещающие нормы) – «Конституция не должна нарушаться»;

– метод дозволения (он, как правило, применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а иногда и при определении полномочий государственных органов, например, «кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии»)3 .

Если дать общую характеристику конституционно-правового метода регулирования общественных отношений, то можно сказать, что этот метод основывается на властно-императивных началах. Это объясняется тем, что большинство норм конституционного права отражают отношения власти. В то же время, в демократических странах в конституционном праве есть немало норм, определяющих права и свободы граждан. В этом случае нормы ограничивают властное волеизъявление.

1.3 Общие положения о структуре Конституций.

Конституция любого государства в своем роде уникальна, так как нет в мире идентичных Конституций, они различаются по объему, языковому стилю, времени принятия и прочим параметрам. Однако Конституции ряда стран, принятых после второй мировой войны отличаются структурой, имеющей общие черты. Большинство послевоенных Конституций состоят из следующих частей:

– Преамбула, в которой обычно излагаются цели Конституции, делаются ссылки на исторические условия ее издания; иногда здесь излагаются основные права, свободы и обязанности. Положения Преамбулы не являются юридическими нормами, за редким исключением. Есть конституции, в которых Преамбула отсутствует. В этом отношении очень интересна Конституция Мексики, полное название которой звучит так: «Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов (от 31 января 1917 года)». Раздел первый начинается главой «О правах человека». В Конституции Республики Греции (от 9 июня 1975 года) также нет Преамбулы, а начинается она с раздела «Форма политического режима».

– Порядок образования государственных органов и принципы взаимоотношений между ними; эти нормы обычно излагаются в соответствии с принципом разделения властей: а) парламент, б) правительство, в) судебная власть. На первое место ставится приоритетный орган власти данной страны.

Однако в ряде послевоенных Конституций после Преамбулы идет, как правило, раздел о правах человека (Конституции ФРГ, Италии и т.д.). Но могут быть разделы, посвященные наиболее значительным для данной страны вопросам.

В этом отношении весьма своеобразна Конституция Японии 1946 года: после вступительной части следует глава 1 «Император», затем – глава 2 «Отказ от войны», состоящая из одной статьи – 9. Это уникальная статья, подобной ни в одной Конституции стран мира нет, хотя законы, запрещающие урегулировать международные конфликты путем войны, имеются во многих послевоенных Конституциях.

Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года после краткой Преамбулы содержит прокламацию «Основные принципы», после которых идет Ч.1 «Основные права и обязанности».

Заключительные положения содержат различные нормы: акты прежнего режима, остающиеся в силе; сроки и принципы образования новых органов власти; разъяснение некоторых конституционных норм, если возникает такая потребность. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах (в том случае, если эти нормы не отражены в других частях Конституции). Кроме того, часто здесь устанавливается порядок вступления Конституции в силу.

Иногда в Заключительных положениях содержатся такие статьи, которые определяют характер политического режима (особенно в тех странах, где произошла смена режима), например, ст. 12 и 13 итальянской Конституции запрещают восстановление в какой-либо форме фашистской партии.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу; порядок и сроки замены прежних конституционных институтов. Часто нормы здесь изложены не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. Значение переходных положений велико, т. к. они указывают, с какого времени подлежит применению та или иная норма. Особенно это важно для судов.

«Переходным Положениям» Испанской Конституции 1978 года отводится весьма важная роль – регулирование статуса и управления автономий и автономных сообществ, представляющих собой довольно сложную проблему для унитарной и децентрализованной Испании.

В некоторых Конституциях заключительные и переходные положения объединены в один раздел, например, в Основном законе ФРГ 1949 года ХI раздел так и называется «Переходные и заключительные положения».

Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов. Например, в Дополнительных положениях Конституции Японии содержится процедура вступления Конституции в силу.

Приложения имеют также важное юридической значение, например, могут содержать распределение компетенции между субъектами федерации и Союзом (Конституция Индии)4 .

1.4 Система конституционного права .

Конституционное право включает множество частей и элементов, среди них можно выделить основные:

– общие конституционные принципы,

– конституционные институты,

– конституционные нормы.

Общие принципы – это каркас системы Конституционного права, т.к. они определяют его сущностное начало и придают ему единую направленность. Они регулируют общественные отношения через конкретные конституционно-правовые нормы и, стало быть, сами воплощены в этих нормах. К ним относят: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие и т. п.

Следует подчеркнуть все возрастающее значение установления конституционно-правовых принципов в послевоенных конституциях, заключающееся в их плюралистическом характере, с одной стороны. А с другой стороны, юридическое закрепление общенациональных ценностей конкретного государства находят свое воплощение именно в этих нормах-принципах. В этом отношении очень интересна Конституция Соединенных Штатов Бразилии 1988 года, Преамбула которой называется «Основные принципы». Статья 1 также имеет название «Основные принципы» и устанавливает их в следующем порядке: суверенитет; гражданство; достоинство индивидума; социальные ценности работы и свободное предпринимательство; политический плюрализм5 .

Эти и другие принципы не отражают конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но это не мешает им иметь четкую юридическую форму выражения, а, следовательно, их вполне можно применить в государственной деятельности.

Конституционно-правовые институты – это устойчивый комплекс норм, регулирующих однородные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, например, правовой статус гражданина, формы правления, избирательное право, конституционный контроль и т.д. Это крупные институты, которые в свою очередь состоят из более частных, например, институт избирательного права включает в себя избирательный процесс, который в свою очередь включает ряд стадий: выборы, выдвижение кандидатов, агитационная кампания и т.д. Таким образом, каждый из названных процессов оформляется комплексом норм, приобретающий со временем устойчивый характер. Так складывается институт выборов, институт голосования и т.д.

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

Внутренняя структура конституционно-правовых норм такова:

– гипотеза,

– диспозиция,

– санкция.

Гипотеза – условие применения правовой нормы, например, довольно часто можно встретить в Конституции выражение: «… когда возникает угроза целостности нации…» (гипотеза);

Диспозиция – это часть нормы, содержащая определенное предписание, например, та часть закона, в которой сформулированы основные признаки нарушения: «…президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами» (диспозиция и санкция).

Санкция – часть правовой нормы, в которой указываются правовые последствия нарушения данного закона.

Подобное совпадение всех частей норм в одной норме и законе встречается редко. Чаще санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже не в нормах конституционного права, а уголовного, административного и т.д. Есть Конституции, ряд положений которых вообще не обеспечены санкциями. Например, в Японской Конституции 1947 года ст. 27 гласит: «все имеют право на труд», но ни в Конституции, ни в других законах условий осуществления этого права нет. В этом случае отсутствует не только санкция, но и гипотеза.

В некоторых Конституциях нормы конституционного права обязывают государство добиваться определенных целей, однако санкций они не предусматривают. Такого рода конституционные положения не осуществляются в судебном порядке. Например, Конституция Индии 1949 года ст. 47 провозглашает: «Государство считает одной из своих первейших обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа…»6 и т. д.

1.4.1 Классификация норм конституционного права.

1. Исходя из функциональной направленности, нормы бывают регулятивные и охранительные. Основная часть этих норм является регулятивной, т.к. она направлена на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего носят запретительный характер.

2. По способу воздействия на субъекты права нормы бывают управомочивающие (например, парламент осуществляют законодательную власть в стране), обязывающие (в такой норме употребляется термин «обязывать») и запрещающие.

3. По характеру регулируемых общественных отношений различают нормы материальные (все обязаны участвовать в материальных расходах); процессуальные (одно заседание в неделю парламент отводит для ответов правительству).

4. По действию во времени нормы бывают постоянные, временные и исключительные. В основном нормы конституционного права постоянные. Временные нормы формулируются обычно в переходных ситуациях, т.е. они регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта. Исключительные нормы устанавливаются при чрезвычайных ситуациях, такие нормы приостанавливают действие на это время постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования7 .

1.4.2 Особенности норм конституционного права.

Конституционные нормы отличаются от норм других отраслей права. Это отличие заключаются в следующем:

– они регулируют наиболее широкие общественные отношения и оформляют правовые основы государства;

– они имеют общий характер, и в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Так, провозглашается право отдельного субъекта, а обязанность сообщается государству в целом. Например, «государство соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства» (Конституция Италии). В конституционном праве эти меры могут отсутствовать;

– многие нормы конституционного права имеют двухэлементную и одноэлементную структуру; чаще всего в них нет санкций, а иногда и гипотез;

– по своей сути конституционные законы в большинстве своем являются однократными распоряжениями;

– в первую очередь они устанавливают и определяют, а затем регулируют;

– в романской системе конституционного права наиболее отчетливо представлен иерархический характер конституционных законов: наряду с конституционными нормами здесь присутствуют органические законы. Они определяют статус государственных органов, регулируют процедуру голосования на основе бланкетных норм, устанавливаемых высшими должностными лицами. Менее важные общественные отношения регулируются обычными законами.

Особенностью послевоенных Конституций во многих странах стала институционализация общественно- политических институтов, в первую очередь политических партий. Это означает, что партии стали наделяться правосубъектностью. Во Франции, ФРГ, Болгарии приняты законы о политических партиях. Правосубъектностью наделаются и профсоюзы (например, в Италии). Более подробно об этом будет сказано в последующих лекциях.

1.5 Источники конституционного права. В юридическом смысле источниками права называют те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Во-первых, это нормативно-правовые акты, к которым можно отнести:

– законы;

нормативные акты исполнительной власти;

– нормативные акты конституционного надзора;

– парламентские регламенты;

– акты местного самоуправления.

Законы обычно принимаются законодательными собраниями; в некоторых социалистических странах (Китай) узкими постоянно действующими коллегиальными органами или народом на референдуме.

Во-вторых, источником вполне можно считать судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Это широко применяется в странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему – США, Великобритания, Индия. В этих странах судьями создана целая система норм, которая именуется общим правом, в отличие от законов, принятых парламентом (статутное право – statuum – устав, положение в смысле закона). Так, в Великобритании именно судебный прецедент санкционировал институт контрасигнатуры. (Это когда министр или другое высшее должностное лицо подписывает акты, исходящие от главы государства и полностью несет за это не только юридическую, но и политическую ответственность, по принципу – «Король не может действовать один»). То, что судебный прецедент признан источником конституционного права, означает, что суды в этих странах не только решают конфликты на основе права (т.е. выполняют юрисдикционную функцию), но и осуществляют правотворческую деятельность8 .

В-третьих, источником права выступают обычаи, хотя они существуют везде, но лишь в отдельных странах считаются источником конституционного права. Это нормы, которые нигде официально не записаны, они в течение долгого времени имеют применение и молчаливо санкционированы государством. «Это является законом, потому что так было всегда». Широкое распространение получил обычай в Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения Британской Конституции существуют именно в такой форме: «лидер партии большинства – премьер-министр» или – «палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей».

В-четвертых, источником конституционного права могут быть международные договоры.

В-пятых, некоторые конституционалисты полагают, что источником конституционного права могут быть и доктрины, В древние и средние века трактаты выдающихся юристов фигурировали в судах в качестве источника права.

2. Пределы конституционного регулирования устанавливаются в каждой стране с учетом: а) традиций; б) заимствований конституционно-правового опыта у других стран; в) факторов расстановки политических сил.

3. Конституции ХХ века (особенно второй половины) существенно отличаются от Конституций, принятых в ХУIII-ХIХ веках прежде всего тем, что в них значительную эволюцию претерпели положения: а) о правах и свободах человека и гражданина; б) о парламентской структуре и компетенции законодательной власти; в) об изменении и усложнении функций исполнительной власти; г) о развитии и расширении функций конституционного контроля.

4. Только через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления.

Работа над ключевыми понятиями темы:

конституционное право как отрасль права и как наука

конституционные соглашения

органические законы

конституционные законы второго уровня

методы конституционного права

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Дайте определение следующим понятиям: «Конституция», «конституционное право», предмет и метод конституционного права».

2. Назовите основные методы конституционного права.

3. Чем конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права?

4. Назовите основные институты конституционного права.

5. Охарактеризуйте структурную атрибутику любой Конституции.

1. Предмет и метод конституционного права. Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. (См. илл.)

Дополнительным основанием ограничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования, общественных отношения является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: "Правительство должно получить доверие палат" (ст.94 Конституции Италии 1947 г.).

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: "Свобода мысли и совести не должна нарушаться" (ст, 19 Конституции Японии 1946 г.).

Конституционному праву известен также и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина и иногда при определении полномочий государственных органов: "Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента" (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественых отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые попадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства, этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.

Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классовых и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, наличие в парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от позиций заинтересованных политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем, в палате общенационального представительства определяется нередко просто предпочтением непосредственных составителей конституционного текста, которое может не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.

Различия в содержании конституций и конституционных актов, неодинаковые сферы конституционного регулирования порождают разные взгляды о предмете конституционного права в зарубежных странах.

В юридической литературе зарубежных стран существуют различные определения действующего конституционного права. Так, в Великобритании все большее распространение получает концепция, выдвигающая на первый план в объекте конституционного регулирования функции государства, понимаемые, однако, лишь как формы его деятельности (законодательную, исполнительную и судебную). П.Дальтон и Р. Декстер заявляют, что определение конституционного права "...базируется на трех правовых и практических функциях государства: издавать законы, исполнять законы и защищать государство от внутренних и внешних угроз". Это три сферы конституционного права", причем административное право составляет подотрасль конституционного и включается в эти сферы. "Конституционное право есть система правил, регулирующих организацию и функции главных органов государства, их отношения друг с другом и индивидуальными членами государства", - заключают свои рассуждения П.Дальтон и Р. Декстер. Эти же позиции занимают С.Смит и Дж.Маршалл, а также государствоведы прежних английских колоний - нигерийский специалист по конституционному праву Н. Нвабуезе и угандийский ученый Г.Каньейхамбы.

В целом в работах юристов - сторонников английской школы - заметна определенная социологизация исследований по конституционному праву, некоторые из них при определении данной отрасли права остаются на формалистических позициях. Так, индийский конституционалист М.С.Дж.Кагзл в своей двухтомной работе об индийской конституции пишет, что "...конституционное право - это право о создании конституции, ее содержании, толковании и изменении" . Однако содержательной характеристики предмета конституции он не дает.

Французская доктрина отличается от английской тем, что на одно из первых мест в конституционном праве она выдвигает власть и политический режим. М.Прело писал, что конституционное право это "нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти". С этих же позиций подходит к этому вопросу Б.Шантебу, заявляющий, что "конституция - это инструмент институционализации и ограничения власти". К.Леклерк считает, что конституционное право - это наука о власти и ее воплощении - государстве, о ее реализации в различных политических режимах, которые государство создает. И.Гюше также делает акцент на вопросах власти. Он пишет, что "конституционное право есть совокупность норм, имеющих обязательную силу, касающихся власти в государстве (ее структуры, способов приобретения, функционирования)". Правда, он говорит, что оно отражает отношения управляющих и управляемых в обществе.

Известный интерес представляют теоретические построения некоторых итальянских ученых. Характеризуя объект конституционного регулирования, итальянский конституционалист Дж. Ди Вергетти пишет, что конституционное право, будучи правом политической действительности, представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование политического поведения. Поскольку, говорит он, политическое поведения невозможно формализовать посредством какой-то другой отрасли права, такая формализация осуществляется в конституционном праве. Практически такой подход ведет к расширению предмета конституционного регулирования, включая, например, вопросы о политических партиях, но в целом итальянская схема объекта конституционного права мало отличается от французской.

Своеобразный подход к объекту конституционного права существует в мусульманском праве. Традиционное мусульманское право, сложившееся в X в. (его принципы объявлены неизменяемыми), отличалось своеобразной и нечеткой структурой. Оно, разумеется, не имело особой отрасли конституционного права. Нормы, которые по современной классификации можно было бы отнести к мусульманскому конституционному праву, охватывали вопросы "вселенского суверенитета" Аллаха, отношения Аллаха и правоверных, организацию халифата, который трактовался одновременно как государство и мусульманская община - единое образование правоверных в мире.

В сочетании ведущих (ныне канонизированных) исламских правоведов средневековья, в частности Аль-Маварди, умершего в 1058 г. (его книга "Властные нормы и управление религиозными делами" переиздана в Каире в 1973 г.), выделяется особая система "властных норм". Хотя определения данной отрасли права в книге нет, анализ ее содержания свидетельствует, что к ней автор относил нормы шариата, регулирующие вопросы обязательности халифата как особой религиозно-политической организации общества, избрание халифа, особые качества правителя и выборщиков, консультации правителя с муджтахидами, назначение халифом своего преемника, функции халифа по рассмотрению споров, вопросы организации аппарата правителя "везиря".

В настоящее время отдельные средневековые религиозно-правовые догмы получили отражение в некоторых конституциях арабских стран и других государств. Конституции Пакистана 1956 и 1962 гг. провозглашали суверенитет Аллаха над всей вселенной, а Конституция 1973 г. содержит положение о том, что Аллах делегирует народу земной суверенитет. Есть и многие другие конституционные положения подобного рода, в том числе в конституциях Ирана 1979 г., султаната Брунея 1959 г., Коморских островов 1978 г., эмиратов Персидского залива. Таким образом, объект конституционного права в мусульманских странах расширен за счет положений, которые не встречаются в конституциях большинства других стран, хотя регулирование отношений Аллаха и народа, Аллаха и отдельных мусульман является чисто символическим. Что же касается отдельных сфер регулирования конституционного права в исламских странах, то в подавляющем большинстве из них эти сферы в настоящее время не отличаются сколько-нибудь существенно от других государств. Исключение составляют лишь те страны (Ливия, Саудовская Аравия), где нет конституции, а основным законом считается священная книга мусульман - Коран, содержащая, по преданию, проповеди пророка Мухамеда.

Специфической особенностью конституционного регулирования в некоторых зарубежных странах является обширное законодательство военных режимов. Значительное место в этом законодательстве занимают вопросы институционализации армии как носителя государственной власти, пути создания армейским руководством новых социальных и политических структур. Это вносит определенное своеобразие в предмет конституционного регулирования в условиях военных, в том числе и национально- демократических режимов.

Разнообразие теоретических подходов, неодинаковые сферы конституционного регулирования на практике, различная структура конституционного законодательства создают значительные сложности для определения предмета конституционного права зарубежных стран.

В некоторых учебниках по государственному праву буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости, говориться что оно "регулирует основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового статуса личности, взятые в их единстве"(1). Аналогичная точка зрения выражена в работ пишет, что государственное право "закрепляет и регулирует прежде всего основы социально-экономической системы и политической организации общества: основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового положения личности, взятых в единстве"(2). И.Е.Мещеряк отмечает, что государственное право закрепляет основы социально-политического строя данной страны, выражающие волю господствующего класса, обусловленную экономической структурой, базисом общества. Нужно отметить, что примерно такое же определения объекта конституционного права дается в учебном пособии Н.А.Заварнова. Он характеризует государственное право как совокупность норм права, регулирующих организацию и порядок осуществления национальной государственной власти(3).

Таким образом, с нашей точки зрения, действующее конституционное право зарубежных стран - это ведущая отрасль права каждого государства, нормы которой в том или ином объеме регулируют основы социально-экономической структуры общества, политической системы (включая организацию государства) и правового статуса личности в единой структуре связи общество - государство - коллектив - личность.

Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Однако оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью перечень лишь основных предметов правового регулирования. Такое определение облегчит правильное понимание всего последующего материала.

конституционный право зарубежный страна


Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.
Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.
Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне со-гласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положение личности.
Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.
Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учебной дисциплине.
Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.
Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.
7
Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше-ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.
Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:
а) основы конституционного строя;
б) основы взаимоотношений государства и личности;
в) политико-территориальное устройство;
г) основы организации и деятельности органов государственной власти.
Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти-туций зарубежных стран и определяют их структуру.
Методы правового регулирования конституционного права:
а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции);
б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;
в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституционного права, повседневную реализацию его норм, открывает закономерности его развития, а также дает практические советы, направленные на совершенствование конституционных норм.
8
Изучение конституционного права зарубежных стран - это ис-следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова-ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую-щими общечеловеческим ценностям.
Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, теологией и социологией. Ее формирование как самостоятельной отрасли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.
Сами же идеи конституционного значения - об устройстве общества и государства высказывались уже в сочинениях таких древнегреческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочинениях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.
В более поздний период, относящийся уже к средним векам, были опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей конституционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых конституционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.
На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.
В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер- же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии - Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.
Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Кры-лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.
9
В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и либеральное.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го-сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституционное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который воплощает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидарность и пр.). Представители этого направления выступают за демократическое, правовое и социальное государство, разделение властей, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом, признание местного самоуправления, за подлинно народный характер государственной власти (а не классовый).
Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.
Ученые леворадикалистского направления полагают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так называемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.
Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.
Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существуют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.
Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х годов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер государства и призывали юристов изучать это государство, его органы,
10
его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в настоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по-ныне.
Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».
Теологическая школа занимает особое место в юридической мысли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее правое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлением. И представлена она главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Халифата - справедливого правления, которое существовало при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Таковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.
Особенности норм конституционного права. Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, - это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовыми актами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным принуждением. Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создаются иначе - путем судебного прецедента, конституционного обычая - или не обеспечиваются судебной защитой (тот же конституционный обычай, социально-экономические права личности в некоторых странах). В статье конституции или закона может содержаться всего одна норма. Такова, например, ст. 102 Основного закона ФРГ (Германии) 1949 г. («Смертная казнь отменяется»). Вместе с тем в статье или даже в одном предложении статьи может содержаться несколько норм конституционного права. Так, в ст. 3 французского закона 1962 г. о выборах президента республики в одном из предложений устанавливается: «Не позднее чем за 15 дней до первого тура выборов президента республики правительство публикует список кандидатов». Эта статья содержит различные правила: возлагает обязанность такой публикации на правительство (а не на другой орган, например, избирательную комиссию), уста-
11
навливает срок для этого. Из цитированного предложения статьи следует множество выводов: о невозможности иного официального опубликования списка кандидатов, о том, что список должен быть единым, что разновременная публикация фамилий кандидатов исключается и т.д.
В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях. Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в конституционном праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 Конституции Италии 1947 г., устанавливающая, что каждая палата парламента может выразить доверие правительству или отказать в нем путем поименного голосования. В последнем случае президент республики может уволить правительство в отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е. решение вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на усмотрение избирателей.
Названные выше нормы - это нормы-правила. При возникнове-нии соответствующих юридических фактов - событий, состояний, действий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о доверии) - эти нормы порождают соответствующие пра-воотношения (в нашем примере между парламентом, правительст-вом, президентом). Реализуются такие нормы в результате преобра-зования правовых предписаний в фактическое поведение участни-ков общественных отношений, причем при применении норм- правил это происходит наиболее очевидным образом.
В конституционном праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое раз-витие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавли-
12
вает принцип социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе. В некоторых конституциях содержатся нормы-цели (це- леполагание было особенно характерно для основных законов стран тоталитарного социализма, провозглашавших цели строительства социалистического и коммунистического общества). Существуют и нормы-символы. Так, ст. 1 Конституции Гвинеи 1990 г. устанавливает «девиз республики»: «Труд, справедливость, солидарность». Есть нормы-определения: ст. 2 конституции Франции определяет государство как неделимую, светскую, социальную и демократическую республику. Особый характер имеют положения преамбулы (введения) конституции. Обычно считается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции.
Структура норм конституционного права тоже имеет свои осо-бенности. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулируется в самом общем виде (например, за государственную измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших должностных лиц за нанесение ущерба гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена конституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касается гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом.
Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой - по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении граждан-ства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное от-
13
решение от должности и т.д.), третья - личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права.
Институт конституционного права - это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права.
Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы обще-ства, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как по- динституты, а последние могут дробиться и дальше.
Названные выше институты существуют, однако не во всех зарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, государственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существующая социально-экономическая структура общества не нашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозглашением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунистической партии в обществе и государстве, существуют в странах тоталитарного социализма (КНДР, Куба и др.).
Источники конституционного права по своей форме и по своему значению в правовом регулировании осуществления государственной власти чрезвычайно разнообразны.
14
Источники - те формы, в которых находят выражение нормы права. Источниками конституционного права являются те формы, в которых выражаются нормы конституционного права.
В науке конституционного права существуют определенные классификации (виды или группы): Закон:
основной закон - Конституция;
конституционные законы - у них своя специфика и различают 3 их вида:
а) конституционные законы, которые предшествуют конституции (действуют до ее принятия - есть в любой стране);
б) конституционные законы, которые в своей совокупности со-ставляют Конституцию (Швеция - 3 конституции закона);
в) конституционные законы, которые дополняют и изменяют Конституцию и могут становиться частью этой Конституции, хотя в ее текст не входят.
Сущность конституционные законов - для их принятия требуются дополнительные усилия - они принимаются квалифицированным большинством голосов (3/5, 2/3, 3/4). Иногда конституционные законы выносятся на референдум.
Конституционные законы принимаются по мере необходимости, т.е. заранее не предусмотрено принятие закона по тому или иному вопросу. Иногда конституционные законы по объему бывают больше самой Конституции (Чехословакия - конституционный закон о Чехословацкой Федерации, вступил в с силу с 1 января 1969 г.).
органические законы - специфика зарубежных стран. Они тоже развивают и дополняют положения Конституции, но их принятие обязательно. Оно предусмотрено в самом тексте Конституции. Процедура принятия этих законов тоже иногда требует особых условий принятия (во Франции - органический закон требует обязательного предварительного одобрения Конституционным Советом). Специфика органических законов и в том, что в отдельных странах они принимаются на основе бланкетной нормы (Конституция Франции).
обычные законы - принимаются простым большинством голосов, регулируют какую-либо одну сторону общественных отношений.
парламентские уставы - регламенты парламента, его палат - их нормы касаются только депутатов и особенность их принятия в том, что они подписываются обычно Спикером.
15
6) акты Глав государств и исполнительной власти - обычно указы монархов, декреты президентов, постановления правительств. Особую роль среди этих актов играют акты, имеющие силу закона. Они издаются на основе:
делегированного законодательства - передачи законодательных полномочий Парламента названным органам;
принадлежащее Правительству по Конституции право регламен- тарной власти;
в соответствии с исключительными полномочиями президента. Судебный прецедент. Это те решения суда по конкретным делам, которые признаются обязательными для решения последующих аналогичных дел.
Он имеет место как источник права лишь в тех странах, которые входят в англосаксонскую систему права (Индия, США, Канада), - суды приобретают не только судебные, но и нормотворческие функции.
Судебный прецедент определил многие важные конституционные положения (неответственность монарха, институт контрасигна- туры актов монарха).
Конституционный обычай (конституционное соглашение, конвенционные нормы). Обычай - правило поведения, вошедшие в привычку в силу его длительного применения. Конституционный обычай отличается от бытового обычая тем, что они поддерживается государством.
Конституционный обычаи в зарубежных странах бывают двух видов:
Обычай церемониального характера (тронная речь королевы, вхождение лорда в парламент);
Обычай материального характера (правила о порядке определения, назначения премьер-министра в Великобритании. Этот порядок нигде не записан, но в силу конституционного обычая - это лидер победившей в парламенте партии).
Акты чрезвычайных органов государственной власти. Акты, которые принимаются в результате военных, государственных переворотов, революций. Этими актами пришедшие к власти силы могут делать практически всё. В Бразилии в 1964 г. армия взяла власть в свои руки и начался период принятия чрезвычайных актов. К тому времени действовала демократическая Конституция 1964 г., а уже в апреле 1964 г. реввоенсоветом был принят «Институциональный акт №1», в котором провозглашалось, что Конституция подвергается
16
изменению в части объема полномочий Президента, отменялись все конституционные гарантии сроком на 6 месяцев, 40 депутатов Конгресса были лишены депутатских мандатов; в 1965 г. - «Институциональный акт №2» - продолжалось реформирование Конституции: всеобщие выборы Президента заменялись косвенными, упрощалась процедура принятия законов по инициативе Правительства (де-путаты должны были его принять в течение 5 дней, а если не принимали - он все равно считался принятым). Президент получал неограниченные полномочия и мог самостоятельно вводить осадное положение, мог распустить Парламент в любое время и осуществлять законодательство путем издания декретов, имеющих силу закона. Всего за 3 года Президентом было подписано 6 тысяч декретов.
Доктринальные источники - это труды выдающихся ученых (специфика зарубежных стран). В том случае, когда допускаются доктринальные источники (англосаксонская система права), они применяются, когда нет правовой нормы, прецедент не срабатывает, не помогает обычай. Это не норма права, а лишь довод в пользу той или иной точки зрения.
Международные договоры - становятся источниками, когда:
касаются конституционных проблем;
их признание предусмотрено Конституцией;
современные Конституции устанавливают приоритет норм международных договоров (ФРГ, Болгария, Польша).
Внутригосударственные договоры - во многих странах (Италия,
Испания).
Религиозные источники (своды законов) - у мусульман - источник КП = религиозные нормы и шариат (в Иране).
Акты органов конституционного контроля. Решая вопросы о соответствии законов Конституции, принимают решения, которые являются источником конституционного права некоторых стран.
Акты местных органов - на уровне субъектов федерации, авто-номных образований.
Совместные постановления Парламента и Центрального Комитета Коммунистической партии - в социалистических странах.

Понятие, предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Основные направления и школы науки конституционного права зарубежных стран

Основные этапы и тенденции развития конституционного права зарубежных стран

Особенности конституционного развития стран Западной Европы на рубеже 20-21 веков

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В российском правоведении термин «Конституционное (государственное) право» употребляется в трех значениях:

1. как отрасль права. Конституционное право зарубежных стран – это отрасль права, в сферу регулирования которой входят политические отношения в рамках одной страны.

2. как наука. Конституционное право зарубежных стран нацелено на выявление закономерностей существования вышеназванной отрасли права, ее развития, общих тенденций, характерных для всех стран, и особенностей, присущих отдельным странам. Иными словами, предметом науки конституционного права зарубежных стран является указанная отрасль права.

3. как учебная дисциплина . Направлено на приобретение изучающими конституционного права зарубежных стран систематических знаний об этой отрасли, умений оперировать основными понятиями и институтами конституционного права.

Предмет конституционного права включает в себя два блока общественных отношений:

  1. отношения, регулируемые конституцией – организация государственного механизма, правовой статус человека и гражданина, территориальное устройство государства и т. д.;
  2. отношения, регулируемые иными источниками конституционного права: отношения гражданства, связанные с образованием и деятельностью политических партий и иных политических общественных объединений, складывающиеся в процессе народного голосования и иных форм непосредственной демократии, связанные с осуществлением конституционного контроля и деятельностью органов местного самоуправления.


Предмет конституционного права позволяет отделить данную отрасль права от других отраслей национальной системы права. Конституционное право определяет основы других отраслей системы права – административного, финансового, уголовного, гражданского, семейного и т. д. Это объясняется тем, что государственное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей национальной системы права (например, нормы государственного регламентируют частную собственность, являются основополагающими для гражданского права).

В зарубежных странах относительно изучаемой отрасли применяются два названия – конституционное право и государственное право. Название отрасли избирается исходя из существующих в государстве предпочтений и под влиянием многообразных объективных факторов. В учебной литературе имеется несколько подходов к объяснению названия ведущей отрасли права:

- разграничение наименований. При этом критерии разграничения различны:

а) по объему (В. Е. Чиркин указывает, что содержание этих отраслей совпадает, это одна и та же отрасль, но иногда конституционное и государственное право отличаются по объему).

б) по приоритетам. Б. А. Страшун отмечает, что название «конституционное право» избирается в тех странах, где раньше других были приняты конституции, сложился конституционный строй, характеризующийся приоритетом прав личности и их судебной защитой (США, Франция, Великобритания). В странах же, которые признают приоритет государства, отрасль права соответственно называется «государственное право» и рассматривается как отрасль публичного права (Германия, Скандинавские страны). К числу последних также относят Австрию, некоторые кантоны Швейцарии.

В российском правоведении обоснованным считается применение обоих наименований или одного сдвоенного названия, поскольку в учебных изданиях речь идет не об отдельном государстве или группе государств, а обобщенном подходе к зарубежным странам. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в настоящее время все большее число стран переходят к названию – «конституционное право».

Еще одним способом отграничения конституционного права зарубежных стран от других отраслей права является метод правового регулирования – т. е. способ правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме существует большинство конституционно-правовых норм: «Правительство должно получить доверие палат парламента» (статья 94 Конституции Италии 1947 года). Также к числу методов конституционного права относят метод запрета («Свобода мысли и совести не должны нарушаться» (статья 19 Конституции Японии 1946 года)) и метод дозволения . Последний применяется для регулирования правового статуса личности и определения полномочий государственных органов («Кабинет министров может принять решение о созыве чрезвычайной сессии парламента» (статья 53 Конституции Японии 1946 года)).

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что конституционное право зарубежных стран – это основная отрасль национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году