Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Создание основ советского права. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Оформление основ трудового права

Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Форма № I

Титульный лист

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Лекция

Тема № 10 «Образование Советского государства и создание

основ советского права (октябрь 1917 – 1918 гг.)»

Кафедра истории государства и права

Санкт-Петербург

2010 г.

Учебные вопросы:

  1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.
  2. Первая Конституция РСФСР.
  3. Создание основ Советского права.


Введение

Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права России в период Октябрьской революции 1917 года и создания Советского государства.

В ходе лекции будут рассмотрены причины и предпосылки Октябрьской революции 1917 г., а также преобразования в общественном и государственном строе России произошедшие после революции. Также будут рассмотрены вопросы создания основ советского права и изучены основные нормативно правовые акты принятые в октябре 1917 – 1918 годах.

Материал лекции неразрывно связан с ранее изученными историко-правовыми аспектами развития государства и права России и непосредственно связан с темой № 9 «Государство и право России в период Первой мировой войны, политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 гг.)» в ходе изучения которой вы познакомились с изменением в государственном и общественном строе произошедшими в нашей стране в указанный исторический период.

Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит вам подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе развитие Советского государства и права в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1921 гг.).

1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.

25 октября (7 ноября) 1917 г. вошел в историю человечества как день победы Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день победило вооруженное восстание рабочих и солдат под руководством большевиков в Петрограде. Так завершился период буржуазной монархии в России и началось ее продвижение по советскому, социалистическому пути, пути наполненному и великими свершениями и трагическими ошибками.

Законодательно переход власти в руки Советов был закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, работавшим в дни вооруженного восстания в Петрограде. Съезд принял обращение к "Рабочим, солдатам и крестьянам", написанное В. И. Лениным, в котором говорилось: "Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 11).

В съезде приняли участие представители более 400 местных Советов в т. ч. из крупнейших промышленных центров России - Петрограда, Москвы, Киева, Одессы, Ревеля, присутствовали делегаты Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бесарабии. Из 649 делегатов съезда большевиков было -390, эсеров - 160, меньшевиков 72. Такая расстановка сил на съезде и предопределила его решения.

В обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам!" не только закреплялся переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, но и намечалась программа первоочередных мероприятий Советской власти: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянам, демократизация армии, рабочий контроль на производством и т. д. Эта программа воплотилась в первых законодательных актах Советского государства, принятых на втором заседании съезда.

Декрет о мире , будучи декларацией, обращенной ко всем народам мира, одновременно провозглашал основы внешней политики Советского государства: немедленное прекращение войны; отказ от тайной дипломатии; отказ от аннексий и контрибуций и др.

Не получив от союзников ответа на свое обращение, Советское правительство 2 декабря 1917 года подписало договор о перемирии с Германией и ее союзниками.

Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Крестьяне получали более 150 млн. гектаров земли, освобождались от многомиллионной арендной платы, расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку (около 3 млрд. руб.). Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, оценивалась в 300 млн. руб.

Итак, все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, по этому декрету получали ее на праве пользования по принципу уравнительного землепользования.

Декрет о земле также предусматривал различные формы землепользования, выбор которых оставался за крестьянами: подворная, хуторская, артельная, товарищеская обработка земли и др. Крупные земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, питомниками и т. п.) разделу не подлежали и обращались в исключительное пользование государства или общин. Это же относилось к крупным животноводческим и птицеводческим и другим специализированным хозяйствам (конезаводы, племенные хозяйства и т. п.).

Съезд создал первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) и органы отраслевого управления - народные комиссариаты (комиссии): по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам национальностей и др.

Съезд избрал новый состав Центрального исполнительного Комитета, в который вошли первоначально большевики и левые эсеры, а представители от других партий вводились уже после съезда. Причем весь состав ЦИКа фактически был кооптирован.

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Его решения положили начало слому старой государственной машины и коренным изменениям в общественном и политическом строе страны. Эта задача была решена уже в первые месяцы после Октября, когда был не только создан новый государственный механизм Российской республики, но и сложилась новая, Федеративная форма ее государственного единства.

2. Первая Конституция РСФСР.

Конституционным закреплением первых итогов и опыта деятельности Советского государства явилось принятие в июле 1918 г. Основного Закона РСФСР. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

Одним из первых конституционных актов, принятых Советской властью была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , написанная В. И. Лениным и принятая III Всероссийским съездом Советов.

В декларации решались основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, национализацию банков, всеобщую обязанность трудиться, уничтожение эксплуатации человека человеком. Декларация закрепляла основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Совета". Декларация лишала политической власти эксплуататоров: "...теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти". Конечно, толкование категории "эксплуататоры" было весьма туманным и расширительным. Поэтому, в этот порочный круг можно было загнать любого человека, не занимающегося физическим трудом.

Декларация закрепляла новую форму государственного единства Советской России, как федерацию Советских национальных республик, однако не устанавливала конкретных форм этой федерации.

Она также определяла основные принципы советской внешней политики.

Таким образом, Декларация играла роль временной Конституции Советского государства.

1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была образована комиссия по подготовке проекта Конституции РСФСР и уже 19 апреля она закончила обсуждение ее основных положений и приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. комиссия одну за другой принимала подготовленные главы. Одновременно работу над своим проектом Конституции вели в Наркомате юстиции.

3 июля 1918 г. проект Конституции с поправками В. И. Ленина был опубликован в "Известиях ВЦИК". После обсуждения в ЦК РКП(б) был принят проект, подготовленный конституционной комиссией ВЦИК. 10 июля 1918 г. с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят на V Всероссийском съезде Советов. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и ввести ее в действие. Конституция РСФСР была опубликована в "Известиях ВЦИК" 19 июля и с этого момента вступила в силу.

Конституция закрепила основополагающие принципы советской демократии и провозглашала РСФСР свободным социалистическим обществом всех трудящихся России, вся власть в которой принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

Она допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются во вред трудящимся. Предусматривались и два конкретных случая лишения эксплуататоров прав: ст. 65 лишала избирательных прав лиц, использующих наемный труд, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников и прочие нетрудовые элементы. Статья 19 ограничивала нетрудовые элементы в праве военной службы, возлагая на них отправление иных военных обязанностей.

Конституция провозглашала равенство наций и не допускала дискриминации или привилегий по национальному признаку, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам , преследуемым за политические и религиозные убеждения, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов права Российского гражданства.

Было установлено равноправие мужчины и женщины во всех областях общественной и семейной жизни. Впервые женщины наделялись равным с мужчинами избирательным правом.

Конституция предоставила гражданам широкий круг демократических свобод : свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения в союзы (ст. 16). При этом допускались только классовые ограничения.

Одновременно Конституция указывает и на важнейшие обязанности советских граждан: всеобщая обязанность трудиться (ст. 18) и всеобщая воинская обязанность (ст. 19).

В Конституцию целиком вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и, следовательно, она содержала нормы о федерации, имевшиеся в этом акте. Кроме того, новеллы, отражающие федеративное устройство, содержались в других частях Основного Закона. Это в первую очередь относится к возможности объединения в национальные областные автономии, входящие в РСФСР на началах федерации. Таким образом, Конституция уже четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Кроме них в федерацию могут входить и неавтономные областные объединения.

Компетенция верховных органов власти (ст. 49) также определялась из принципов федерализма. Это касается в первую очередь их взаимоотношений с автономными областными союзами.

Важнейшим принципом советской Федерации являлся принцип добровольности объединения , вытекающий из права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Это проявилось в период начального формирования РСФСР, когда шел процесс образования первых автономных республик, провозглашаемых снизу, по непосредственному волеизъявлению трудящихся масс, руководимых партией и Советами.

В Конституции был закреплен национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, который означал, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной той или иной национальностью.

Конституция закрепила уже сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются, согласно Основному Закону, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и совнарком. В тексте упоминается также Президиум ВЦИК, но его статус полно не характеризуется. Органами отраслевого управления являются народные комиссариаты, которых теперь стало 18.

Фиксируется в Конституции и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех уровней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы.

Таким образом, первая Конституция Российской Федерации закрепила победу нового общественного строя, создание Советского социалистического государства. По своему характеру это была, если учесть ее классовую направленность, одна из самых демократических конституций, существовавших в то время в мире. Ее появление безусловно оказало мощное воздействие на мировой конституционный процесс.

3. Создание основ советского права.

Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

1-я группа - новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.

2-я группа - старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

И, наконец, 3-я группа источников права - революционное правосознание трудящихся масс . Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, "как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции".

Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов . Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК "О редактировании и печатании законодательных актов" принятом в январе 1918 г.

С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов , т. к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации - Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

Избирательное право . Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу - рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми , ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

Принцип всеобщего избирательного права , закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и "неблагонадежные" - бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории - умалишенные и преступники.

В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

Гражданское право . Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки. Результатом национализации и стало появление нового типа собственности - государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т. е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т. п.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

Был установлен новый порядок наследования . Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

Земельное право . Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь и т. п. , а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии, закладывая основы развития колхозного движения.

Уголовное право . Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления. как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился и новый состав преступлений - контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине - вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями , часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений - взяточничества, волокиты и др.

Воинские преступления . Наиболее тяжкое - использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д. Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел "не ниже". Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

Процессуальное право . Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и на суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане. неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо самолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в т. ч. и предание суду, коллегиально.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов (по искам свыше 100 рублей) могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда: дула о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей: отвод председателя суда в любой момент процесса, решение вопроса о мере наказания и его уменьшение до условного и даже освобождения подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорения на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В ревтрибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного, государственного строя. Первоначально дела также проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ и ВЦИКе.

Заключение

Подводя итог лекции, необходимо отметить, что Октябрьская революция привела к созданию Советского государства, что предопределило историю развития нашего государства на десятилетия вперед и до сих пор события октября 1917 г. оказывают влияние как на общественную так и на политическую жизнь современной России.

Таким образом, с Октября 1917 г. в России были заложены основы советского права - права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.

История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат, 2007.

История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.

История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1. . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.

История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.

Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.

История государственного управления в России. Учебник / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.

Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Титов Ю.П. М.: Проспект, 2008.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18732. Политическое и социально-экономическое развитие советского государства в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.) 23.65 KB
План работы Введение Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. â€œО неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах освобожденных от немецкой оккупации†наметило программу восстановительных работ определило средства для их осуществления.
9. Становление системы советского кинематографа 11.53 KB
Становление системы советского кинематографа. Поскольку специальных инструкций для кинематографа не существовало новоявленные киноцензоры должны были руководствоваться личными впечатлениями от увиденного на экране. Кроме того впервые прозвучала мысль об административном регулировании кинематографа на столь высоком законодательном уровне. В 1916 году в указе Святейшего Синода высказывалось предложение о государственной монополизации кинематографа прежде всего для влияния на его репертуар.
5759. Развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации 35.61 KB
В своей курсовой работе мне бы хотелось показать развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации. В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Декретом СНК от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля которое переходило в подчинение Наркома торговли и...
19410. Государство и право России в период Первой мировой войны, Политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 г.) 45.34 KB
Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит курсантам и слушателям подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе раскрывающего причины политического кризиса, в нашей стране приведшие к падению самодержавия.
2846. Образование СССР (1917-1941 гг.) 15.81 KB
СССР. Новый союз ССРЕА Союз Советских Республик Европы и Азии. Утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР и повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов.
5971. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 783.86 KB
Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в. Пушкин справедливо писал: России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы. Петр I подчеркивая право России на Балтийское побережье в новой столице на месте битвы основал АлександроНевский монастырь.
3860. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманская теории 22.46 KB
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии
5550. Правление Ивана III. Образование единого русского государства 51.65 KB
Причины возвышения московского княжества Одна из традиционных тем в отечественной историографии объяснение усилившейся роли Москвы долгое время не имевшей своего князя. в Москве появился свой князь Михаил Ярославич по прозвищу Хоробрит сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Участвуя в междоусобиях своих братьев Даниил хитростью взял в плен рязанского князя Константина. Требуя от великого князя рабской покорности хан невольно поднимал его значение как главного представителя ханской власти на Руси.
16554. Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения 10.88 KB
ru Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения Задача законодательства состоит в том числе в том чтобы нормативно обеспечить реализацию гарантированного гражданам Основным законом страны права на образование не допускать или по крайней мере минимизировать возможности его нарушения. Однако складывается ситуация что нередко в противовес сказанному законодательство испытывая на себе влияние обстоятельств экономического политического организационного и иного характера исходит не из приоритета права на...
19419. Образование и развитие московского централизованного государства. Государство и право России в период сословно – представительской монархии (XIV – XVII вв.) 32.91 KB
Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства. Предпосылки и необходимость образования централизованного государства.

Советское право возникло вместе и одновременно с Советским государством. Обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам!", провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.

Как и государство, советское право создавалось в ходе слома старого права. В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права.

Важнейшей из них является, конечно, новое законодательство, новые нормативные акты. Их массив, небольшой в первое время, непрестанно расширяется. Однако Советское государство не могло одномоментно создать законченную правовую систему, для этого требовалось время. Необходимость же нормирования общественных отношений не исчезает и в революционный период. Поэтому Советское государство подобно тому, как оно частично использует старый государственный механизм, пользовалось в известных пределах и старым законодательством. Декрет о суде № 1 допустил ссылки "на законы свергнутых правительств". Хотя в нем речь шла о применении старого права в судах, его следует толковать расширительно, имея в виду и другие органы государства.

Возможность использования старого права вытекала из того, что некоторые его нормы носили вневременной характер. Например, и феодальное, и буржуазное право запрещали убийство, телесные повреждения и иные деяния, направленные против личности.

Очевидно, однако, что использование старого права не могло быть продолжительным. Изданный в июле 1918 г. Декрет о суде № 3 уже не содержал оговорки о возможности использования старого законодательства. Правда, не было в нем и прямого запрета применять старые законы.

Поскольку масса нового законодательства была еще невелика, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, существовала сфера отношений, не урегулированных никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника права выступало непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Практически это означало, что, если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Конечно, это приводило к известному разнобою в деятельности государственных органов, таило немало угроз демократии, но иного выхода у Советского государства в то время не было.

Законодательство рассматриваемого периода имело ряд особенностей. Необходимость как можно скорее ликвидировать правовой вакуум, потребность оперативного решения многочисленных вопросов, которые ставила революция, вынудили создать достаточно широкий круг законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Эсеровская фракция во ВЦИКе пыталась в конце 1917 г. добиться решения о лишении СНК законодательных прав. Однако большевикам удалось отстоять законодательные полномочия СНК, которыми он широко пользовался. Конституция закрепила принцип множественности законодательных органов. Он сохранился затем и на весь переходный от капитализма к социализму период.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов.

Большое значение имели и акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Не являясь по своей природе правовыми, они, в сущности, выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели и непосредственно трудовые коллективы. Создаваемые ими акты регулировали широкий круг вопросов, касающихся трудовых отношений, чаще всего - дисциплины труда, иногда вопросов заработной платы и проч. Надо сказать, что при этом рабочие предъявляли к себе и к своим товарищам весьма высокие требования. Так, нередко трудовые коллективы принимали решения об увольнении за прогул, что в условиях безработицы было серьезным наказанием.

Законодательный процесс был сам регламентирован, в частности, постановлением "О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов", изданным СНК в январе 1918 г.

Советское право возникло как общероссийское. Акты II Всероссийского съезда Советов имели силу на всем пространстве Российской Республики и в равной мере. Однако скоро советская правовая система усложнилась. Возникновение Украинской ССР привело к созданию права этой республики. Украина признала на своей территории действие общероссийского права, но в то же время принимала и свои правовые акты. Последние создавались двояким путем: или за счет рецепции российских норм, или за счет собственного творчества.

За возникновением автономных республик последовало создание ими собственных правовых актов. Поскольку автономии были частью Российской Советской Республики, то общероссийское право действовало на их территории в полном объеме. Вместе с тем автономия предполагала возможность иметь и свое специфическое законодательство. И республики создают его, опираясь на опыт РСФСР. Порой они развивают общероссийские законы, приспосабливая их к местным особенностям. Так, в Терской республике издали свой закон о земле, опиравшийся на соответствующий Декрет II Всероссийского съезда Советов, но значительно видоизменявший его.

Нормотворчество местных Советов выступало в принципе как подзаконное. Однако иногда Советы выходили за пределы проблем, по своей природе являющихся местными, вторгались в сферы общегосударственные. Кое-где Советы принимали акты по уголовно-правовым и процессуальным вопросам, создавая чуть ли не целые местные кодексы. Такое положение было обусловлено рядом причин. Во-первых, Советы как полновластные органы должны были обладать широкими полномочиями. Во-вторых, первоначально компетенция центра и мест не была разграничена, это сделала позже только Конституция, и то в достаточно общей форме. В-третьих, на местах в первые месяцы Советской власти были сильны позиции эсеров, и не только левых, а эти партии по своим программам были децентрализаторскими. В-четвертых, местные руководители зачастую были просто не всегда достаточно грамотны и не знали, в какой мере следует употреблять данную им власть.

Форма законодательных актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Впрочем, четкое разграничение между ними провести трудно. Наиболее распространенной была форма декрета. Так часто называют вообще все акты Советского государства того времени.

Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов. Единственным кодифицированным законом явилась Конституция. Однако с накоплением нормативного материала пользование им становилось все более затруднительным. Это обусловливало необходимость систематизации законодательства.

Первой, простейшей ее формой явилось издание "Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства" (сокращенно - СУ РСФСР). Оно не имело прямой целью систематизацию законодательства, а было лишь формой опубликования нормативных актов высших органов власти и управления, однако фактически выполняло функцию систематизации. Собрание узаконений содержало не только правительственные акты, но и законы, изданные Всероссийскими съездами Советов и ВЦИК. В нем помещались также важнейшие акты наркоматов. Первый номер Собрания узаконений был выпущен Наркоматом юстиции 1 декабря 1917 г., затем эти сборники, содержавшие текущий нормативный материал, стали выходить регулярно - один-два раза в неделю. Внутри каждого номера правовые акты группировались по органу, их издавшему. Таким образом осуществлялась систематизация, близкая по форме к инкорпорации.

Однако уже в этот период приходит понимание необходимости кодификации. В декабре 1917 г. в составе Наркомата юстиции создается отдел законодательных предположений и кодификации, из которого вскоре был выделен специальный кодификационный отдел, имевший задачей создание "полного свода действующих законов Русской Революции". Задачу эту отдел, однако, не выполнил, поскольку левые эсеры, работавшие в нем, вместо кодификации советского законодательства пытались реанимировать старые, царские законы. Уход левых эсеров из Наркомюста весной 1918 г. положения не выправил: до начала гражданской войны Наркомат так ничего и не сделал для кодификации.

Приведенные факты опровергают утверждение, что Советское государство возникло и развивалось в условиях беззакония, а большевики будто были идейными противниками всякой законности. С первых дней своего существования Советское государство стремилось законодательно регламентировать общественные отношения и добивалось исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами. Конечно, наличие неурегулированных отношений сужало сферу действия режима законности, но эта неурегулированность неуклонно сокращалась, обусловливая укрепление законности в Советском государстве.

Создание основ советского права.

Для процесса формирования основ нового права характерны следующие черты: а) Советское право возникало во взаимосвязи и одновременно с созданием нового государства и права, что обусловлено органическим единством государства и права. Советское право создавалось в ходе слома старых государства и права. б) Наряду с новым законодательством более года действовали некоторые старые законы.

Это преимущественно те акты, которые содержали не узко классовые, а общечеловеческие нормы. в) При революционном переустройстве всех сфер жизни неизбежно возникают “пробелы в праве”, т.е. некоторые вопросы остаются не урегулированными никакими нормативными актами. В силу этих обстоятельств рассматриваемый период специфическими источником права являлось революционное правосознание трудящихся.

При этом право применяющие органы и лица выносили решение с позиций “революционной целесообразности”, “пользы для революции”, что не могло не приводить и к разнобою, и к субъективизму. г) Правотворческую деятельность в этот период осуществлял довольно широкий круг структур: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, отдельные наркоматы, местные Советы, а в ряде случаев и общественные организации, в частности, профсоюзы активно участвовали в создании норм трудового права.

Это обусловливалось как потребностями, так и первоначальной не разграниченностью компетенции центральных и местных органов. Существенных различий между законом и ведомственным нормативным актом в тот период не просматривалось. Законодательные акты тогда назывались по-разному: декреты, постановления, декларации и т.п. Многие акты вводились в действие по телеграфу. Далее целесообразно рассмотреть процесс становления основных отраслей советского права.

Многие нормативные акты гражданского права юридически оформляли национализацию, т.е. переход земли и ее недр, банков, предприятий и др. в собственность государства. В результате сфера частной собственности граждан и договорные отношения сокращались. Законы пресекали также сделки, направленные на распродажу и разделение крупной собственности с целью избежать ее национализации.

Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном на административном, а не на гражданском праве. Декрет ВЦИК “Об отмене наследования” от 27 апреля 1918 г. отменил наследование имущества стоимостью свыше 10 тыс. рублей как по закону, так и по завещанию. Интересы основной части населения этот декрет не затрагивал, поскольку стоимость его имущества не превышала этой суммы.

Реально же декрет отменил наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой. Наследникам переходило имущество не более 10 тыс. рублей. Остальное становилось общественным достоянием. Особым декретом запрещалось дарение или всякая передача имущества на сумму более 10 тыс. рублей. Для справки: прожиточный минимум тогда определялся в 240 руб. в месяц. Нельзя было передавать по наследству и авторские права. В этих ограничениях проявились попытки законодателя как-то исключить возможность нетрудового обогащения.

Как самостоятельная и новая отрасль формируется трудовое право, в нормах которого отражались марксистские воззрения на трудовые отношения. Уже 29 октября 1917 г. СНК принял постановление “О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени”. Этот акт устанавливал 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму. Рабочая неделя не должна была превышать 46 часов. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере.

Разумеется, начавшаяся гражданская война ограничивала реализацию норм КЗОТ-а. Семейное право также стало формироваться как самостоятельная отрасль. Декреты ВЦИК и СНК “О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния” и “О расторжении брака” (декабрь 1917 г.) содержали важные новые нормы, регулирующие сферу семейных отношений. Государство признавало лишь гражданский брак, а церковный брак объявлялся частным правом супругов.

Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия супругов и моногамная форма брака. Теперь для вступления в брак не требовалось согласия родителей или начальства, не имела значение принадлежность к сословию, расе, религии. Для мужчин брачный возраст был установлен – 18 лет, для женщин – 16. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях. Вводился свободный развод (через суд или загс). 16 сентября 1918 г. ВЦИК принял “Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве”. Этот кодекс был первым в истории советского права.

Он более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В частности, подробней регламентировались права и обязанности супругов: брак не создавал общности имущества супругов, перемена места жительства супруга не создавала для другого обязанности следовать за ним, супруги могли вступать между собой во все имущественно договорные отношения и т.д. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать или оспаривать отцовство судебным порядком.

Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Таким образом, кодекс, упразднив ряд феодальных правил, установил более цивилизованные нормы семейных отношений. Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачной сфере.

Уголовное право с победой Октября не могло не подвергаться коренным изменениям. Прежде всего, ломались основные понятия и институты старого уголовного права. Если до революции преступлением считалось просто всякое нарушение закона, то теперь в понятие преступления включалась общественная опасность деяния. Другими словами, преступным считалось все, что вредило интересам рабочих и крестьян, делу революции (заговоры, мятежи, саботаж, погромы, мародерство и пр.) Во взглядах на наказание стала оформляться идея сочетания принуждения с убеждением.

Соответственно изменился перечень наказаний. Теперь применялись и такие наказания, как общественное порицание, объявление виновного врагом народа, принуждение к обязательным общественным работам и др. Смертная казнь как высшая мера наказания была восстановлена летом 1918 г. по делам, проходящим через трибунал. На практике высшей мерой было лишение свободы, чаще всего от семи дней до одного года. Только весной 1918 г. был установлен высокий срок лишения свободы – не ниже 10 лет. Известная мягкость системы наказаний вытекала из представлений (в чем-то наивных), что с устранением капитализма преступность лишится своей материальной основы – частной собственности. Характерна для этого периода и неопределенность санкций, когда вместо установления конкретных мер наказания указывалось на необходимость “карать виновных по всей строгости революционных законов”, руководствуясь “велениями революционной совести” и т.п. Вместе с тем этот период характеризуется активным законотворчеством в уголовно-правовой сфере.

К концу июля 1918 г. было принято 40 уголовно-правовых декретов и 69 актов об отдельных преступлениях.

Были сделаны продуктивные попытки сформулировать составы преступлений, отнесенных к компетенции трибуналов, раскрыть содержание понятие “контрреволюционная деятельность”. Особенность действия уголовного права этого периода – возможность привлечь к суду ревтрибунала провокаторов, осведомителей или иных служащих старого режима, деятельность которых до 1917 г. приносила вред революционному движению.

Однако для этого требовалось всякий раз специальное постановление местного Совета. Формально в этой части закону придавалась обратная сила. По сути это была превентивная мера с целью обезвредить потенциального противника. Таким образом, в рассматриваемый период начали складываться основные отрасли советского права, составившие в последующем новую правовую систему.

Правовое строительство проходило одновременно с ломкой старого госаппарата, с вытеснением прежних правовых норм. Беспрецедентность задач и острейшая политическая и социально-экономическая ситуация в стране обусловила классовый характер изменений в государственно-правовой сфере. Однако это не исключало и глубокий демократизм преобразований, и их творческую сущность, и некоторую наивность, и революционный романтизм. 2.5 Изменение в государственном строе после 1956 года. Смерть И. В. Сталина в 1953 году привела к серьезным изменениям в общественной и государственной жизни Советского Союза, открыла новый период в истории нашей страны.

Изменились с сторону либерализации и демократизации утверждения законности внешняя и внутренняя политика Советского государства, государственный механизм и форма государственного единства, общие принципы и отдельные отрасли права. Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея социалистической законности, практика реабилитации нашли своё отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 года), на котором был прочитан “секретных доклад” Хрущева, посвященный анализу феномена “культа личности”. Доклад разоблачал культ Сталина, в нем говорилось о фактах массовых репрессий и нарушений законности.

Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и “коллективного руководства” страной.

Началась либерализация общественных отношений, наступили годы так называемой “хрущевской оттепели”; период реформ, протянувшийся до 1964 года – октябрьского Пленума ЦК КПСС, на котором Н. С. Хрущев был освобожден от должности первого секретаря ЦК КПСС. Реформирование велось в трех направлениях: экономика, право, государственный аппарат. С точки зрения развития государства период характеризуется как разумными реформами, так и надуманными. Общей тенденцией являлось стремление децентрализовать управление государством, что привело к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления.

В решениях XX съезда КПСС указывалось на необходимость устранения изменений централизации народным хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК и Совет Министров СССР 30 мая 1956 года приняли постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тысячи предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, строительных материалов, некоторых других отраслей народного хозяйства, автомобильного транспорта, речного флота.

Следует, однако, отметить, что ведущие отрасли экономики оставались в строго централизованном управлении Союза. В рассматриваемый период были расширены, а фактически восстановлены права союзных республик в области законодательства и осуществлению правосудия. В 1957 году был принят Закон “Об отнесению к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов”. Он позволял обновлять законодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности.

Вместе с тем, с учетом федерального устройства государства, за Союзом СССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Ещё одно право, право регулирования областного, краевого, административно территориального движения перешло от Союза СССР к союзным республикам.

Соответствующий закон был принят Верховным Советом СССР в 1957 году. За Союзом сохранялось лишь право по утверждению новых автономных республик и автономных областей. Изменился и состав союзных республик. В 1956 году была ликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР, а на её место была воссоздана Карельская АССР в составе РФ. Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Отечественной войны народов.

Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая АССР, восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Однако были и такие народы, чьи права небыли восстановлены (Крымские татары, немцы Поволжья) Стремление преодолеть сложившейся чрезмерный централизм привела и к перестройке государственного механизма. Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на повышение роли Советов.

В январе 1957 года ЦК КПСС принял постановление “об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их в связи с массами” . Результаты сказались скоро – деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировать деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Однако следует отметить, что некоторые политические компании не имели здравого смысла, к ним можно отнести и разделение в 1962 году краевых, областных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельскохозяйственные районы, в результате чего нарушилось единство власти, началась неразбериха в управлении. Управление народным хозяйством было также малоэффективным, так как привычная централизованная система сковывала инициативу предприятий.

Поэтому в соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 года, отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным.

Были упразднены многие министерства, ведавшие промышленностью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономических административных районов. В каждом из них Совет народного хозяйства (Совнархоз), который руководил предприятиями и стройками. Однако радикальных изменений в развитии промышленности и строительства так и не произошло. Главная причина неудачности эксперимента была в том, что в основу управления промышленностью и строительством не были положены экономические методы.

Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 года из МВД СССР выделился комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 года управления МВД и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел, исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. В 1960 году было ликвидировано МВД СССР. Однако это лишь усложнило координацию работы республиканских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью. Существенно были реорганизованы органы правосудия.

Принятом в феврале 1957 года Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны надзорные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены. В декабре 1958 года в соответствии с Основанием законодательства о судоустройстве Союза ССР, участковая система народных судов была заменена единым Народным судом города или района.

Законом от 25 декабря 1938 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь единым для всех судов принципами правосудия, трибуналы учитывали организационную структуру армии. Заключение Значение методологии в познании истории государства и права трудно переоценить. Поистине условие, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология.

В общем плане любая наука это есть способ или метод добывания и истолкования фактов. Древние греки, введя в научный оборот понятие метода – «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования человечного общества и окружающего его мира. Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях.

Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средств теории государства и права смогут решить и свою важнейшую внутреннюю задачу – сводить в единую систему все знания о своем предмете. Значение подлинно научной методологии теоретической государственно-правовой науки, не подвергаемое сомнению, в обычные времена, резко возрастает в периоды социально-политической напряженности, вызванной крупными общественными реформами, экономическим кризисом, национально-этническими конфликтами, ростом преступности, неэффективностью государственного управления.

Передовая методология – это резкий прогресс науки, отсталая методология – это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы методологии истории отечественного государства и права

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также.. Говоря о методе истории государства и права России, отвечаем на вопрос, как.. Мы изучаем государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Переходя к следующему вопросу, необходимо отметить, что споры велись и в комиссии (создана 1 апреля), которая готовила проект Конституции. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР. Она состояла из 6 разделов:

2. Общие положения Конституции;

3. Конструкция Советской власти;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О Гербе и Флаге РФ.

Конституция закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Социальной основой была диктатура пролетариата (в форме республики Советов).

Законодательно были закреплены первые экономические преобразования: национализация земли, недр, банков, транспорта, части промышленности. Срок действия Конституции определялся на переходный период от капитализма к социализму.

Конституция закрепила федеративный характер государственного устройства, определила высшие органы власти (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК), органы власти на местах, порядок их деятельности и компетенцию. Всероссийский съезд Советов – высший орган власти. Между съездами – ВЦИК, который образовывал СНК. На местах власть принадлежала губернским, уездным, волостным съездам Советов. Между съездами – исполнительным комитетам городских и сельских Советов.

Характерно, что законодательную власть осуществляли сразу 3 высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК. ВЦИК и СНК были также исполнительными органами. Это переплетение законодательных и исполнительных функций диктовалось чрезвычайной обстановкой и, кроме того, большевики не считали необходимым разделение власти на три ветви (это было по их мнению необходимо в буржуазном обществе для соблюдения баланса классовых интересов).

Диктатура пролетариата такого баланса искать не собиралась, целью ее было построение бесклассового общества.

Избирательное право предоставлялось всем, кто достиг 18-летнего возраста, независимо от пола, веры, национальности, оседлости и т.д. Не имели избирательных прав эксплуататорские элементы (использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, служители церкви, агенты бывшей полиции, жандармерии). Это лишение избирательных прав отдельных категорий населения было временным, вызвано их ожесточенной борьбой против Советской власти. Конституция провозгласила классовую демократию, т.е. демократию только для трудящихся . Свобода слова, собраний, митингов и т.д. – только для трудящихся. Права на труд, отдых, образование в Конституции 1918 г. нет, так как в то время эти права невозможно было гарантировать.


Выборы были непрямые, т.е. многостепенные (кроме городских и сельских Советов) и неравные (в городах избирался один делегат от 25 тыс. избирателей, в деревне – от 125 тыс. жителей).

По Конституции церковь отделялась от государства и школа от церкви. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми. Кстати, Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был принят СНК 20 января (2 февраля) 1918 г. Но решение это далось с трудом, оно не принималось, пока патриарх Тихон не предал Советскую власть анафеме. Даже после этого ряд руководителей государства возражал против этого шага.

Вместе с образованием Советского государства создавалось советское право. Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (она почти целиком вошла в первую Советскую Конституцию). Перестройка всей системы права не могла быть моментальной, в 1917 – 1918 гг. наряду с законами Советского государства действовали нормы старого права, которые постепенно потеряли свою силу по мере становления нового законодательства.

Вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы правоохранительных органов создано еще не было ! Поэтому вопросы в судах решались как исходя из старых норм, так и опираясь на «революционное правосознание», исходя из «революционной целесообразности».

Гражданское право .

Основная задача гражданского права – закрепление нового типа собственности. Социалистическая собственность возникла в результате национализации, которая осуществлялась путем принудительного и безвозмездного изъятия государством помещичьей и капиталистической собственности.

Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота. Декретом о национализации внешней торговли запрещались частные торговые сделки с заграницей по ввозу и вывозу товаров. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном на административном, а не на гражданском праве. Государство установило монополию на хлеб, золото, машины, т.е. объектами частных сделок эти предметы быть не могли.

Наследственное право .

Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Такое имущество после смерти собственника становилось достоянием государства. Имущество, стоимость которого не превышала 10 тыс. рублей подлежало передачи по наследству ближайшим родственникам (это считалось трудовая собственность).

Семейное право .

Семейное право в советском государстве впервые стало самостоятельной отраслью, ранее оно входило в гражданское право. Уже в декабре 1917 г. были изданы 2 декрета «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака». Отныне действительным признавался только гражданский брак, церковный объявлялся частным делом супругов. Устанавливалась добровольность вступления в брак, отменялись многие ограничения: не требовалось согласия родителей, начальства, не влияла принадлежность к религии, к сословию. Внебрачные дети во всем приравнивались к детям, рожденным в браке. Вводилось свободное расторжение брака по желанию одного из супругов. Родители были обязаны содержать несовершеннолетних детей, а взрослые дети – нетрудоспособных родителей. Усыновление временно запрещалось из-за опасения эксплуатации сирот, беспризорных детей усыновителями. Брачный возраст был – 18 лет для мужчин, 16 лет – для женщин.

Трудовое право .

Трудовое право также стало самостоятельной отраслью. Советская Россия стала первым государством в мире, где был установлен 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Постановление об этом было принято 29 октября 1917 г. В декабре 1917 г. ВЦИК принял Постановление о страховании по болезни. Был запрещен ночной труд женщин и подростков, они не допускались к подземным и сверхурочным работам. Сверхурочные работы должны были оплачиваться в двойном размере. Лица, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускались. Не достигшие 18 лет не должны были работать более 6 часов. Конституция 1918 г. ввела всеобщую трудовую повинность, т.е. труд объявлялся обязанностью всех граждан («нетрудящийся да не ест»). Были ликвидированы все частные конторы по найму на работу. Этими вопросами должны были заниматься биржи труда, создаваемые местными Советами и профсоюзами. Весной 1918 г. создаются специальные инспекции труда, которые следили за охраной жизни, здоровья, условий труда.

Уголовное право.

В данный период еще не было создано единого уголовного кодекса. Основная цель уголовного законодательства – усиление борьбы с контрреволюционными выступлениями. Это заговоры против Советской власти, открытые восстания, диверсии, теракты, саботаж и т.д. Особо напряженная борьба велась со спекуляцией и взяточничеством. Декрет «О спекуляции» (июль 1918 г. – лишение свободы сроком не ниже 10 лет), Декрет «О взяточничестве (май 1918 г. – не менее 5 лет). В это время вид наказания нередко определял сам суд или ревтрибунал. В декабре 1917 г. Наркомюст сделал попытку дать общий перечень наказаний:

1. Денежный штраф;

2. Лишение свободы;

3. Удаление из столицы или за пределы России;

4. Объявление врагом народа;

5. Лишение политических прав;

6. Конфискация имущества;

7. Обязательные общественные работы.

Расстрел в октябре 1917 г. был отменен, но уже весной 1918 г. вновь введен как высшая мера наказания. За незначительные преступления и проступки, совершенные лицами из трудящихся классов, суды могли назначить такие наказания: «выговор в присутствии суда», «запрещение выступать на собраниях».

Судопроизводство .

Первым правовым актом, разрушившим старый суд, был Декрет о суде №1 от 22 ноября 1917 г. Он упразднил все дореволюционные суды, ликвидировал прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды (1 судья + 2 народных заседателя). Судьи и заседатели выбирались на прямых выборах, проводили их местные Советы. Следствие в местных судах вели сами судьи. Обвинителями, защитниками могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Рассматривались в судах дела с суммой иска до 3 тыс. и уголовные (наказание - до двух лет лишения свободы). Декрет о суде №2 (февраль1918 г.) расширил права местных судов. Для рассмотрения более сложных дел созданы были окружные суды (1 председатель + 12 заседателей). При них действовали следственные комиссии (вели следствие), создавались коллегии правозаступников (т.е. обвинение и защита уже были на суде). Согласно этому декрету судопроизводство велось на местных языках.

По декрету о суде №1 параллельно с местными судами вводились особые суды, т.е. ревтрибуналы для борьбы против контрреволюционных сил. В их состав входили: 1 председатель + 6 заседателей. Заседания в них проходили открыто, с участием защиты и обвинения. Предварительное следствие вели особые следственные комиссии. Ревтрибуналы были созданы по всей стране. В их задачу входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем, т.е. с тем, что угрожало Советской власти. В мае 1918 г. при ВЦИК создан ревтрибунал для разбирательства дел, имеющих общегосударственное значение. Особенность : в первые месяцы Советской власти процесс создания ревтрибуналов опережал процесс создания местных судов.

Вывод :

Слом старой буржуазной системы управления проходил в условиях ожесточенного сопротивления, саботажа государственных служащих. Свергнутые классы не мирились с потерей власти, поднимали мятежи, организовывали заговоры против Советов. Все это заставило большевиков пойти на чрезвычайные меры, на проведение карательной политики.

После октябрьских событий 1917 г. система права предшествующего периода была сломана. В течение короткого времени были созданы новые источники права, применены новые методы правового регулирования.

Система источников права, сложившаяся в первые месяцы существования советской власти, имела принципиально новый характер.

Несмотря на активное правотворчество, законодатель не мог охватить все общественные отношения. В силу этого нормативно-правовой акт не мог играть решающей роли в качестве источника права. В системе источников права на первый план вышло революционное правосознание. На местном уровне в качестве источника права выступал также правовой обычай.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Это первый советский кодекс.

Прежние положения советского семейного права были развиты и дополнены. В частности, было установлено, что брак не порождал общности имущества супругов. При перемене места жительства одним супругом другой супруг не был обязан следовать за ним.

Родители были обязаны заботиться о своих несовершеннолетних детях, а взрослые дети были обязаны содержать нетрудоспособных родителей. В случае ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей суд мог лишить их родительских прав.

Трудовое право развивалась как важная самостоятельная отрасль права. Основным источником трудового права стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.).

В соответствии с конституционными положениями была закреплена всеобщая трудовая повинность. Устанавливался восьмичасовой рабочий день. Работники, не достигшие 18-летнего возраста, не могли работать более 6 часов в день. Запрещался труд по найму для подростков, не достигших возраста 14 лет.

Вместо социального страхования вводилось социальное обеспечение за счет средств государства.

В связи с гражданской войной и экономической разрухой многие позитивные положения трудового законодательства не были реализованы на практике.

Еще по теме 5. Создание основ советского права и его классовый характер. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.:

  1. Формирование основ социалистического гражданского нрава
  2. 1.3. Вопросы опекунства, использование принципа дативности и особые коллизий, возникающих в семейном праве России второй половины 19 века.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году