Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Разграничение собственности на землю. Право государственной собственности на землю Право государственной собственности на землю субъектов рф

Если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли :

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Виды государственной собственности

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней .

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих :

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.

Разграничение госсобственности на землю

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Порядок разграничения включает обширный комплекс работ по землеустройству. Обязательным условием разграничения является регистрация участков. Неразграниченная земля не внесена в реестр и не имеет кадастрового номера.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Ранее вопрос разграничения регулировал закон №101 от 17.07.2001 . В 2006 году его действие прекратилось после вступления в силу . Этот правовой акт внес изменение в Земельный кодекс и систему государственной регистрации недвижимости.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по государственной собственности на землю

Вопрос: Где содержится информация о разграниченных земельных участках?

Ответ: Государственная регистрация проводится касательно земельных участков, которые относятся к недвижимости. Для проведения процедуры необходимо, чтобы объект имел границы, адрес и другие характеристики.

В РФ действует ГКН , который является госкадастром недвижимости. В нем содержатся технические данные, на основе которых определяется расположение участка и методы его использования. Определенная информация в госкадастре является временной. Если в течение двух лет сведения не появились в ЕГРП, то данные из госкадастра удаляются.

ЕГРП представляет собой реестр прав собственности и включает сведения об аренде, ипотеке, обременении недвижимости.

Определяющих правовой статус земель, собственником которых является РФ, относятся:

  • Гражданский кодекс РФ – раскрывает смысл термина “государственная собственность”.
  • Земельный кодекс РФ – основной кодифицированный источник земельного права в нашей стране. Дает определение земель, относящихся к собственности РФ.
  • ФЗ от 17.07.2001 №101 «О разграничении государственной собственности на землю» – определяет порядок проведения процедуры определения категорий госсобственности участков земли.

Собственность РФ (неважно, идет речь о РФ или отдельном регионе) на участки земли признается на правовом уровне с момента внесения записи о регистрации права собственности. Эта процедура проводится исключительно на основании следующих документов:

Судебные решения (по истечении срока на обжалование) по спорам, касающимся разграничения прав собственников на участки земли,
Акты, изданные Правительством РФ, утверждающие перечни участков земли, в отношении которых право собственности государства на землю возникает в ходе разграничения,

Основания, предусмотренные ст. 17 ЗК РФ:

  • признание действующими ФЗ принадлежности земельных участков к категории земель, принадлежащих государству,
  • приобретение РФ участков земли в соответствии с основаниями, предусмотренными ГК РФ.
Разграничение земель, чьим выступает , производится на основании ФЗ №101 и земельного кодекса. В ходе разграничения устанавливается, принадлежность земельного участка РФ, какому-либо региону, либо конкретному муниципалитету.

Виды собственности нашего государства на участки земли:

  1. федеральная. К этому виду собственности земли могут быть отнесены на основании федерального законодательства, процедуры разграничения гос. собственности на наделы, а также приобретенные на основании в соответствии с гражданским законодательством.
  2. собственность субъекта РФ.

Субъект федеральной собственности – Российская Федерация. Права от ее имени реализуются посредством полномочий, делегированных государственным органам в соответствии с их статусом.

К объектам федеральной собственности причислены земли:

  • входящие в совокупность угодий (лесной фонд) и/или образующие водный фонд страны,
  • являющиеся особо охраняемыми (на федеральном уровне) природными территориями,
  • приобретенные государством в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера,
  • занятые принадлежащими РФ водными объектами,
  • безопасности и оборонного значения,
  • не переданные в частное пользование земельные участки, не прошедшие процедуру разграничения собственности РФ на землю.

Субъект региональной собственности – конкретный регион РФ. Все права в этом случае реализуют уполномоченные органы гос. власти.

Объекты земельного права, принадлежащие субъектам РФ на праве собственности (признанные согласно федеральному законодательству, полученные в ходе разграничения, а также приобретенные в соответствии с ГК РФ) :

  • участки с расположенным на них имуществом, принадлежащим субъекту РФ, не предоставленные частным лицам в собственность,
  • особо охраняемые на уровне субъекта РФ территории, собственник которых – регион РФ,
  • земли лесного/водного фондов, занятые водными объектами, принадлежащими регионам РФ,
  • земли, входящие в фонд перераспределения,
  • земли, на которых размещено имущество, принадлежащее РФ до момента перехода права собственности.

Пределы распоряжения государства земельными участками

К полномочиям государства в части распоряжения земельными участками относятся:

  • изъятие и/или резервирование участков земли для реализации потребностей РФ и/или субъектов,
  • наложение ограничений оборота земельных участков, а также прав всех категорий пользователей и собственников земельных участков.

Некоторые жилые дома и квартиры могут стоит несколько тысяч долларов за квадратный метр. Подробнее о самой дорогой недвижимости в мире читайте в .

Порядок передачи участка земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, принадлежащие государству, могут перейти в категорию муниципальной собственности на основании заявления, при условии расположения их на территории соответствующего МО.

Порядок передачи

Первоначальным этапом передачи надела в собственность МО обязательно должна быть подача в адрес исполнительного органа власти РФ, который реализует полномочия собственника имущества, соответствующего заявления.

Заявителем в этом случае выступает глава муниципального образования.

Орган исполнительной власти, получивший заявление, в течении 1 месяца обязан вынести решение о наличии возможности безвозмездной передачи в собственность МО указанного в заявлении участка. О принятом решении заявитель уведомляется письменно с приложением копии принятого решения. Помимо этого, орган, управомоченый в роли собственника, уведомляет о поступлении заявления и принятом решении единый институт развития в жилищной сфере.

В случае принятия положительного решения принимается также решение, в котором утверждается схема расположения соответствующего участка земли (при условии отсутствия проекта межевания территории).

Заявитель проводит (в случае необходимости) кадастровые работы, оплачивая их проведение за счет финансов местного бюджета.

Завершающей стадией процедуры передачи земельного участка является государственная регистрация права собственности на участок земли, перешедший к муниципалитету.

Достаточно длительное время в нашей стране земля, недра, воды, леса и иные природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Такое положение обусловливало и неотчуждаемость природных ресурсов: их безусловное изъятие из гражданского оборота.

Коренные преобразования в политической, социальной, экономической сферах трансформировали и правоотношения собственности на землю. С 1990 г. наметился отход законодателя от монополии государства на землю.

Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ч. 2 ст. 214 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.

Государственная собственность делится на два вида: собственность РФ в целом (федеральная) и собственность субъектов РФ (региональная). Традиционно в земельно-правовой литературе обращалось внимание на такую особенность субъекта государственной собственности: государственные образования являются не только субъектом права собственности на землю, но и носителями права территориального верховенства как элемента принадлежащего им суверенитета. В отличие от права собственности право территориального верховенства, как пространственный предел политической государственной власти РФ или ее субъектов, распространяется на территории РФ или субъектов РФ, независимо от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок на этой территории. Например, Российская Федерация реализует право территориального верховенства при установлении основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установления ограничений прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также ограничения оборотоспособ- ности земельных участков; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков и т.п. В то же время как собственник федеральных земель РФ наделена такими же правомочиями, как и другие собственники.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и субъектами РФ. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией. Например, в отношении федеральных земельных участков полномочия собственника реализует Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Правительство РФ может делегировать свои полномочия федеральным органам исполнительной власти и государственным органам исполнительной власти субъектов РФ. Однако до разграничения государственной собственности на землю, находящейся в государственной и муниципальной собственности, распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, законами соответствующих субъектов РФ может быть установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Иные правила могут быть предусмотрены законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Например, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено исключение из общего правила об определении компетентного органа по распоряжению земельными участками в зависимости от их формы собственности. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению федеральными земельными участками, применительно к которым приняты решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства. При этом такие решения должны быть приняты в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. в отношении не предоставленных в пользование или во владение гражданам или юридическим лицам либо предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Орган государственной власти субъекта РФ осуществляет переданные полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками в соответствии с требованиями, установленными в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с положениями Земельного кодекса в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся соответственно земельные участки:

  • признанные федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ федеральными законами;
  • приобретенные Российской Федерацией и субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • право собственности РФ и субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Кроме того, у субъектов РФ право собственности возникает в случае безвозмездной передачи им земельного участка из федеральной собственности. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

Сегодня действует ряд федеральных законов, нормы которых определяют принадлежность земель РФ к субъектам РФ (или устанавливают принципы разграничения государственной собственности). Так, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» 1 установлено, что объектом федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ. В соответствии с ФЗ от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ч. 3 ст. 4).

Поскольку до недавнего времени в большинстве субъектов РФ разграничение земель между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не производилось, то многие земли должны относиться к категории неразграниченных государственных земельных участков. Исключение составляют земельные участки, которые закреплены на праве собственности за гражданами и юридическими лицами, Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

До 1 июля 2006 г. правовую основу разграничения государственной собственности на землю составляли нормы ФЗ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» , вступившие в силу с 21 января 2002 г. При этом названный Федеральный закон применялся в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Законом был установлен общий порядок разграничения федеральных земель, земель субъектов РФ и муниципальных земель, который включал несколько стадий. Во-первых, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливали перечни земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности .

В эти перечни включались земельные участки в соответствии с основаниями, указанными в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Подготовленные перечни земельных участков в течение двух месяцев согласовывались органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Если в указанный срок орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления не принимал решение о согласовании перечней земельных участков либо не предоставлял в соответствии с установленными требованиями отказ в согласовании (перечень оспариваемых земельных участков), направленные для рассмотрения перечни земельных участков считались согласованными.

Во-вторых, подготовленные и согласованные перечни земельных участков, на которые соответственно возникало право собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, утверждались Правительством РФ.

В-третьих, сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности, вносились в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.

В-четвертых, право собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований регистрировалось в соответствии с федеральным законодательством. В качестве оснований государственной регистрации права собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований федеральный закон называл акты Правительства РФ (это акты ненормативного характера в форме распоряжений) и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Моментом возникновения права собственности являлась именно государственная регистрация права собственности на соответствующий земельный участок в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В основном разграничение государственной собственности на землю затронуло выделение федеральных земель. Изложенная процедура являлась весьма сложной и занимала значительное время. Например, подготовка одного перечня земельных участков при отсутствии спора и при наличии всех необходимых документов в среднем занимала 7-9 месяцев. По состоянию на начало 2006 г.

между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями было разграничено 0,3% сельскохозяйственных земель, 2% земель населенных пунктов, 46% земель промышленности, 0,1% земель водного фонда 1 . Это привело к тому, что с 1 июля 2006 г. ФЗ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу . В то же время законодатель специально подчеркнул, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

В современных условиях разграничение государственной собственности на землю производится на основании положений Земельного кодекса РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и иных федеральных законов. Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки и после указанной даты.

Статистические данные показывают, что работа по разграничению государственной собственности на землю разных категорий, видов земель ведется неравномерно. Например, активные работы по разграничению земель ведутся в отношении земель железнодорожного транспорта, и объем работ на землях железнодорожного транспорта к 2011 г. выполнен в целом на 83,2%, а на землях промышленности - всего лишь на 17,3%. Доля разграниченных земель в городских населенных пунктах составила лишь 11,9% и сельских - 2,2% от площади земель, подлежащих разграничению.

Анализ данных об объеме работ, выражающихся в тысячах гектарах площади земель, на которых выполнен комплекс работ по формированию, государственному кадастровому учету земельных участков, а также регистрации соответствующего права, показывает, что процесс разграничения государственной собственности на землю займет достаточно длительное время.

В соответствии со ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю:

  • 1) к федеральной собственности относятся:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
    • земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
    • земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
  • 2) к собственности субъектов РФ относятся:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
    • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;
  • 3) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
    • земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
    • иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.
  • 4) к собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся следующие земельные участки, расположенные в границах этих субъектов РФ:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности городов федерального значения и соответствующих внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти городов федерального значения и внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения;
    • земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
    • иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга земельные участки и земли.

В тех случаях, когда земельные участки были признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ в силу прямого указания федеральных законов (ст. 17 ЗК РФ), разграничение государственной собственности не проводится.

Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю, был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 .

Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности («публичной» собственности). Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы только после перевода их в другую категорию. Монополизировав некоторые виды деятельности, соответственно только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например, предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения. Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация).

Официальный сайт Роснедвижимости (http://www.kadastr.ru/news/ofTicial/132643).

  • ФЗ от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодексаРФ”, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним” и признании утратившими силу отдельных положенийзаконодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 17. Ст. 1782.
  • СЗ РФ. 2006. № 28. Ст. 3074.
  • Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст. 9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

    Государственная собственность на землю согласно ЗК РФ и федеральными законами делится:

    • на собственность Российской Федерации (федеральную собственность);
    • субъектов Российской Федерации;
    • собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

    В федеральной собственности находятся земельные участки:

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
    • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
    • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    Если иное не предусмотрено федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

    В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

    Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

    Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

    Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

    Государственную землю в собственность: Видео

    Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

    В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.

    Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

    Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

    а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.

    В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

    В состав федеральных земель, в частности, входят:

    • – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
    • – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
    • – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
    • – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
    • – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации") и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

    Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;

    б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

    К собственности субъектов РФ относятся:

    • – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
    • – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
    • – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

    Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.

    Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

    • – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
    • – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
    • – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
    • – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

    Обобщая характеристику государственной собственности па землю, можно сделать следующие выводы:

    • 1) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению. Так, использование земель для военных нужд присуще только федеральной собственности; использование земель для предприятий энергетического машиностроения возможно как для федеральной, так и для собственности субъектов РФ. И наоборот, чем ниже уровень собственности, тем уже диапазон целевого использования земель, находящихся в собственности;
    • 2) в одной и той же административно-территориальной единице (например, город, район) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. Это усложняет роль административно-территориальных образований и увеличивает возможность правовых ошибок при принятии управленческих решений. Наиболее типичной из них является превышение компетенции должностными лицами и органами местного самоуправления.


    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
    Составление смет на проектные и изыскательские работы
    Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году